Уникальное предложение Новости Интернет-Офис О Компании
Желания и воля

Очевидно, что классификация психических состояний человека приводится по различным основаниям («разными словами об одном и том же», так как психика и физиология едины): аффективно-волевой сфере (эмоционально-волевой; воля и эмоции объединяются через потребности) и состояния сознания.

Любые психические состояния «включают» в себя (а на самом деле просто описываются через подобные термины, за которыми, конечно стоит субъективная реальность человека, в отличие от психофизиологических отстраненных от нее, внешних, объективных, объектных описаний – человек описывается, как объект, за которым ведется наблюдение) и эмоции и волевые проявления и состояние внимательности и сознательности.

Как было замечено выше, воля и эмоции объединяются через потребности. Следовательно, не может быть никакой воли или желаний вне потребностей. Воля – это когда потребности удовлетворяются намеренно. Желание – это когда потребности удовлетворяются, исходя из наличия ненамеренных влечений.
Как воспитывать волю?
Допустим человек решает, что ему незачем сердится: сердиться бессмысленно! Но вот его что-то начинает раздражать. Очевидно, что раздражитель противоречит какому-то его желанию. Хотя бы тому же: не сердиться низа что – и это получается, а раздражение возникает именно из-за этого – сколько это может продолжаться, я же не машина, в конце концов. Желание отличает человека от машины, компьютера и т.п. Желание же может и погубить благие начинания, также ими являющиеся. Каков выход, каков вход? Выход равен входу – где выход там и вход. То есть мы можем вовсе не желать, желая чего-либо. Как это осуществляется?

Например, вам хочется покурить. Но в тот момент, когда вы берете сигарету, вы можете понять, что это вам, как желанию (до этого вы решили априорно, что вы сами осуществляете желание по своей воле) хочется курить. Вам же без этого желания курить не хочется. Вы вольны не желать. Зачем тогда курить? Для удовольствия? Но удовольствие мы получаем вследствие осуществления желания. А если его нет, то удовольствие мы получаем и без самого действия, желание, как бы, несущего. Это «хитрая природа» так устроила, чтобы мы не сидели на месте, а стремились добывать пищу, хотели жить и размножаться. А мы можем быть еще хитрее природы.

А если мне хорошо оттого, что я просто есть, то как же может быть хорошо от осуществления желаний? Никак. Следовательно, можно ничего не делать. Но возможности нашей воли, ограничены нашей «хитрой природой». Воля и желания по сущностной сверке одно и то же. Вот и получается: перехитрить себя (свою природу) невозможно. Что же возможно? Возможно, быть хитрыми, когда это действительно для нас полезно. Когда наши желания употребляются нами во благо нам (себе и другим людям).

Если перехитрить себя (свою природу) невозможно, то можно ли не хитрить? Да! И еще можно перехитрить себя не в части своей врожденной природы, а в части приобретенных волевых качеств. Другими словами: использовать разум для выбора объектов желаний и добивайтесь их – задействуйте волю. А если чувства нахлынут? А это – нереализованные предначертания природы. Это – не реализованные желания. Часто они неосознаваемые и ресурсные. Природа вложила в нас многие возможности, но они остаются невостребованными. Где и как (!), например, современному, среднему горожанину реализовывать природные возможности быть «Наполеоном» или «падишахом с гаремом» или «втором Билом Гейтсом» и т.п. Сериалы разве что смотреть. Что же делать? Не подражать слепо. Желать для себя большего в пределах своих настоящих возможностей – быть лучше и лучше для себя на своем рабочем месте, в своей семье.

Самое простое упражнение для воспитания воли – смотреть прямо в глаза самому себе. Использовать для этого зеркало. Кого мы видим в зеркале: боимся ли сами себя в зеркале? Страшно такое предположить? Если не боимся – наша воля в порядке. Воля противоположна страху (страх – общественно-наработанный от природы происходящий остановщик желаний).

Другое подобное упражнение в парах. Приводится из книги Мануэля Джона Смита «Тренинг уверенности в себе».
«Когда вам хочется избежать ответа, вы отводите глаза, — и тем самым показываете свое беспокойство. У некоторых это входит в привычку. Остановимся чуть подробнее на этом. Когда вы оказываетесь в ситуации конфликта с более сильным соперником, он своим пристальным взглядом заставляет нас нервничать. Чтобы уменьшить ощущение беспокойства, вы, не осознавая того, продолжаете отводить взгляд и благодаря этому хотя бы некоторое время чувствуете, что беспокойство уменьшается. И вскоре для вас становится привычкой не смотреть в глаза собеседнику.

Чтобы помочь моим ученикам научиться смотреть в глаза другому, не испытывая при этом дискомфорта, я использую следующее упражнение. Оно выполняется в паре. Партнеры садятся напротив друг друга на расстоянии 1,5—2 метров, и я говорю им: «Один из вас будет смотреть другому в глаза и говорить, на что смотрит его партнер. Если он, например, смотрит на ваши ноги, вы об этом сообщаете. Теперь он смотрит на ваш нос, потом на подбородок, шею, кадык, воротник, грудь и так далее. При этом он должен улавливать момент, когда вы отвлекаетесь и не смотрите ему в глаза. (Студенты выполняют упражнение, меняясь ролями друг с другом.) Может кто-нибудь из вас сказать, как легче определить, что вам не смотрят в глаза: когда глаза партнера движутся или когда они неподвижны? Насколько беспокойно вы чувствуете себя, когда смотрите ему в глаза? Теперь представьте себе, что у вас имеется «Термометр страха». Он имеет шкалу до 100 градусов. Ноль означает, что вы настолько расслаблены, что готовы уснуть, а 100 градусов — вы в совершенной панике. Запомните уровень своего беспокойства и сравните потом, как вы будете чувствовать себя, когда мы закончим упражнение. Теперь я хочу, чтобы вы оба смотрели туда, куда я вам скажу. Я хочу, чтобы вы медленно поднимали взгляд от ботинок партнера до его носа, задерживая взгляд на каждой из частей его тела на 30 секунд. Начали: правая ступня — левая ступня — правое колено — левая лодыжка — правое колено — пупок — левое колено — правая икра — левое бедро — пупок — правый локоть — грудь — левое плечо — пупок — левый локоть — правое плечо — шея — левое плечо — макушка — левое ухо — подбородок — правое ухо — волосы — левое ухо — рот — правое ухо — лоб — левая щека — правое ухо — нос — левое ухо — правая щека — левая бровь — нос — правая бровь — переносица — левый глаз — нос — правый глаз — левый глаз — нос — лоб — правый глаз — левый глаз — правый глаз — оба глаза — не отводи¬те взгляда в течение минуты».

Я просил учащихся повторять это упражнение со своими друзьями, домашними, с кем угодно, три раза в неделю в течение трех недель. Многим было трудно смотреть в глаза другому при ответе на вопрос. Они не могли сконцентрироваться. Я предлагал им смотреть куда-нибудь в радиусе 20 сантиметров от носа партнера. Большинство студентов отмечало, что, если они смотрят на уши, когда отвечают на вопрос, они испытывают меньшее беспокойство, и это не нарушает хода их мыслей».