Уникальное предложение Новости Интернет-Офис О Компании
Выявление специфики коммуникативного аспекта рефлексии

На выявление специфики коммуникативного аспекта рефлексии в деятельности направлены преимущественно социально - психологические работы Г.М.Андреевой, А. А. Бодалева, И. Е. Берлянд, Н. И. Гуткиной, К.Е.Данилина, Ю. Н. Карандашева, Л.А.Петровской, С.Е.Смирновой, А. П. Сопикова и др. Рефлексия исследуется как существенная составляющая развитого общения, и рассматривается как специфическое качество познания человека человеком.

Суть общения - сопереживание, которое относится к сфере субъективности. Его реализация предполагает содействие или противодействие. На содействие и противодействие затем надстраиваются различного рода социальные образования типа власти - подчинения, дружбы, вражды и т.д., которые служат для кооперации, конкуренции, сотрудничества. Это является “естественной” основой существования социальных систем (Дубровский В.Я., 1994). Б.Ф.Ломов, характеризует общение как подвижную, развивающую систему и считает, что его важными моментами являются эмпатия и рефлексия (Ломов Б.Ф., 1984). В общении проявляется та роль рефлексии, которая связана с выявлением того, как другие воспринимают и понимают “рефлектирующего”. Рефлексия позволяет имитировать внутренний мир другого человека, выделять средства его рассуждений и таким образом находить возможности для адекватного принятия решения. Общение является особым видом деятельности. Любой вид деятельности сопровождается принятием решения.

Принятие решения представляет собой процесс определения субъектом варианта способа деятельности в соответствии с наличной ситуацией. В.Я.Дубровский считает, что “каждая единица деятельности имеет рефлексивную подстройку в виде принятия решений” (Дубровский В.Я., 1994, С.46). В процессе принятия решений соотносятся не способы и ситуации, а их представления, порожденные процессом коммуникации.

В.Я.Дубровским выделены следующие этапы процесса принятия решений: определение общих целей и установок по той или иной проблемной ситуации; изучение обстановки (условий и факторов реализации целей; формирование задачи (уточнение цели ее решения, фиксация ограничений, выбор критериев качества решения задачи); генерирование вариантов решения задачи; прогнозирование и оценивание последствий каждого варианта; выбор варианта решения задачи; реализация варианта решения (организация его исполнения, контроль за ходом выполнения, анализ результатов).
Познание нового обычно движется в формах или рамках старых привычных образах.

И. С. Ладенко считал, что в принятии решений наиболее продуктивной процедурой является мышление по аналогии, на что также неоднократно указывал А.В.Запорожец. Природа данного явления заключается в том, что каждый индивидуум имеет в голове свою, индивидуальную “картину мира”. Именно поэтому, по нашему мнению, первой процедурой формирования мотивации является поиск уже сформированных ранее мотивов и оценка их на адекватность ситуации.