Уникальное предложение Новости Интернет-Офис О Компании
Выращивание личности в мифе

Из книги «Самоопределение психолога» Татьяны Сизиковой
К мифу личностного содержания, выращивания индивидуальности, основой которой является стремление к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации относятся: миф о герое, рассмотренный К. Юнгом, О. Ранком, Дж. Кемпбеллом, миф о шаманах, миф о творении, миф о трикстере (дублера культурного героя).

Интересно то, что среди базовых мифов есть мифы парные – космогонический миф и апокалипсический миф, миф о герое и миф о трикстере, мифы о мужском и женском, мускулинном и феминном,. В каж-дом таком мифе при единстве противоположных сил выражена борьба противоположно-стей и как результат доминанта той или иной силы в соответствии со слабостью другой, в космогонических мифах – рождение, в апокалипсических – смерть, о герое - саморазвитие, о трикстере - саморазрушение, о мужском – сознательное, рациональное, о женском – бессознательное, интуитивное, о материнском – забота о воспроизводстве физическом и развитии духовном, о «синем чулке», «комплексе материнства» - отрицание материнской сущности. Другие мифы, не имеют парности, построены на единстве противоположных сил в отношениях равенства между собой – миф о шамане (шамане-войне, шамане – цели-теле: равное женское и мужское воплощение), миф о ведьме – роковой женщине (женское и мужское воплощение), миф о гермофродитности (мужское и женское воплощение) и миф о творении (единство рождения и смерти). Что тоже не случайно, дуальность прояв-ляется в равенстве и неравенстве (доминировании) сил, создающих целое. Объяснением данного служит принцип строения знания и образцов поведения в мифотворении и пони-мании мифомира - единство и борьба противоположностей.
- миф о герое, о котором Дж. Кемпбелл писал: «Герой – это тот, кто знает и представ-ляет в мире зов сверхсознания, которое происходит сквозь все творение, оставаясь бо-лее или менее бессознательным. Приключение героя представляет тот момент в его жизни, когда он достигает просветления – кульминационный момент, когда он, еще будучи жив, обнаруживает и открывает дорогу к свету по ту сторону темных стен на-шего бренного существования» (с. 258). Основной символизм героя, это символизм испытаний и пути обретения самости. Человек обнаруживает в себе Бога. Франц Ба-дер, придерживающийся транцендентальной точки зрения на устройство бытия писал, что процесс самопознания, связанный с обнаружением внутри себя Бога, развертыва-ется так, что человек должен выйти за границы своего психического «Я», осуществить «внутреннюю, имманентную трансценденцию». Человек находит такой «Я – центр», который выше, дальше, глубже его психического Я. Этот Я – центр имеет априорную, идеальную структуру, по законам которой он действует, проявляясь как личность, т.е. демонстрируя некоторую сверхвозможность по отношению к самому себе. (Н.В. Гро-мыко. Мюнхенская школа трансцендентальной философии: методологические аспек-ты. М., 1994).
Один из психологов, с которым довелось общаться и наблюдать работу, распознал и выстроил свой миф, миф об Индре, образе Царя богов, в ком «Мужество и силу духа – все силы соединили в нем боги». (Ригведа. Мандала1, 80). Знание своего мифа и твор-ческое отношение к нему повлияло на раскрытие его профессиональных способно-стей, аутентичность, высокую эффективность в работе. В контригре (традиции вос-точной культуры) он умело, ловко, с предельной точностью организовывал столкнове-ние человека со своей проблемой так, что тому ничего не оставалось делать как при-знать ложность своих суждений и тем самым выйти из своих ограничений, легко об-наружив решение проблемы. Он был учителем, психологом благодаря проживанию подобных игр с самим собой и обретению того образа мира, в котором воплотился миф о единстве дуального мира. Его мифологический герой – Индра, разбил преграду - «дракона», служившую препятствием для нормального функционирования элемен-тов космоса и необходимых благ: течения рек, утренних зорь, коров и проч.(разрушение индентификации), защитил любимую жену Нахушу (трансформа-ции собственной Анимы), победил в битвах (трансформации Анимуса) и в результате всех переходов из одного состояния в другое научился мудро править (идея самораз-вития). Он творец, создавший из хаоса и инертности организованный космос, единый в своей дуальности космос, с контрастом света и тьмы, дня и ночи, жизни и смерти («Мифы древней Индии», С-п.,1997)