Уникальное предложение Новости Интернет-Офис О Компании
Внутрисубъектные формы рефлексии

Субъект деятельности может быть представлен как отдельным индивидом, так и их группой. Во внутрисубъектных формах рефлексии И. С. Ладенко различает корректирующую, избирательную и дополняющую, а в межсубъектных - кооперативную, состязательную и противодействующую. Посредством избирательной рефлексии производится выбор одного или двух или более способов решения задачи. “Выбор может осуществляться из множества уже известных способов или же при их конструировании.

Корректирующая рефлексия выступает средством адаптации выбранного способа к конкретным условиям. С помощью дополняющей рефлексии производится усложнение выбранного способа посредством добавления к нему новых элементов. Кооперативная рефлексия обеспечивает объединение двух или более субъектов для достижения общей им цели. Состязательная рефлексия служит самоорганизации субъектов в условиях их соревнования или соперничества. Противодействующая рефлексия выступает средством борьбы двух или более субъектов за преобладание или завоевание чего-либо” (Ладенко И.С., 1995, с.17,18).

Главным, на наш взгляд, в этой модели является обращение к рефлексии не только как средству формирования новых образований, но и как к механизму поиска и закрепления уже имеющихся средств, при проверке их адекватности условиям задачи и ситуации. Таким образом, двоякая роль рефлексии влечет за собой и два разных результата. С одной стороны, разрушение стереотипов мышления, а с другой, их формирование в подобных повторяющихся условиях. Подробное описание модели И. С. Ладенко позволяет нам использовать при дальнейшем рассмотрении проблемы зафиксированные обозначения форм и механизмов рефлексии без дополнительных к ним пояснений.

В последние годы, инженерно - деятельностный подход все больше показывает бесперспективность своих разработок, т.к. не учитывает субъекта, его личностные качества, мотивационную сферу, способности, ценностные ориентации.
В прикладных инженерно - психологических исследованиях В.К.Зарецкого,Е.Г.Михка-Юдиной,Н.Б.Сазонтьевой-Ковалевой,И.Н.Семенова С.Ю.Степанова, И. П .Цыганковой и др. с нормативным варьированием стрессогенных факторов оказалось, что при искусственной дезорганизации мышления имеют место не только негативные явления (схожие с собственными нарушениями), но и позитивные - связанные с личностной самобилизацией и усилением самоорганизации мышления путем его рефлексивной саморегуляции.
В рамках второго направления изучения мышления доминирующим является гуманистический подход, призванный разрешить образовавшийся разрыв между “технологией” и субъектом, осуществляющим реализацию этих разработок. В механизм мышления был включен личностный аспект, задающий целостность мыслительного процесса через его осмысленность. Данное положение является важным для разработки нашей проблемы. Субъектом осмысления является личность, рефлектирующая над осуществляемой деятельностью собственным “Я”, а непосредственным объектом - выполняемые операции и их предметные основания.