Уникальное предложение Новости Интернет-Офис О Компании
Уровни развития рефлексивных способностей

В модели Г.И.Катрич и И.Н.Семенова (1995) первый уровень развития рефлексивных способностей соответствует актуализации и развитию разнообразных форм отношений субъекта. Этому уровню соответствует диффузно - утилитарный тип самооценки, связанный с переживанием субъекта своей безусловной ценности. Второй уровень связан с развитием смыслов, т.е. содержательных структур опыта, которые обеспечивают осмысленность отношений субъекта к реалиям окружающего мира. Этому уровню соответствует ситуативно-практический тип самооценки, связанный с ценностью функционирования субъекта в конкретных условиях.

Третий уровень соответствует возможности осуществлять переосмысление стереотипов опыта. Данному уровню соответствует обобщенно - рефлексивный тип самооценки, связанный с установлением взаимосвязи между собой событий имеющих место в жизненном опыте субъекта. Первые два типа самооценки являются следствием присвоения субъектом форм и способов оценивания его другими, последний тип самооценки есть результат оценочной активности самого субъекта. Данная типология представляется нам не полной, т.к. не учитывает качественную сторону самооценки, а охватывает ее форму.

Качественная характеристика самооценки выражается в степени адекватности ее личностному опыту субъекта и оценки его со стороны окружающих. Личностный опыт, по мнению И. С. Якиманской, представляет собой опыт пережитого и переживаемого поведения, в котором сам человек может дать себе отчет о своих возможностях, в котором он хотя бы приблизительно знает правила организации собственных действий и собственного отношения, в котором зафиксированы значимые для него ценности, существует определенная иерархия предпочтений, о которых он способен отдать себе отчет, что ему самому нужно и что он хочет.

В работах В. И. Слободчикова, Е.И.Исаева, Г. А. Цукерман, Ф.Т.Михайлова, В. В. Столина установлено, что самооценка может быть адекватной и неадекватной - заниженной или завышенной. Завышенная самооценка приводит к формированию таких особенностей личности, как самоуверенность, высокомерие, некритичность. Заниженная самооценка формирует робость, неверие в свои силы и т.д. Адекватная самооценка обеспечивает благоприятное эмоциональное состояние, вселяет уверенность в достижение намеченных целей. В данном описании заключается определение взаимосвязанности личностных черт и самооценки, а соответственно и рефлексии, показателем развития которой и является самооценка.

На наш взгляд, для построения типологии самооценки в соответствии с уровнями развития рефлексивных способностей необходимо соединить две плоскости рассмотрения самооценки - ее форму, выделяемую в зависимости от отношений субъекта с окружающим миром и ее качество, выражающее степень адекватности представления об этих отношениях. На определенном уровне развития рефлексивных способностей формируется адекватная, обобщенно - рефлексивная самооценка.