Уникальное предложение Новости Интернет-Офис О Компании
Связь рефлексивного и интуитивного в мыслительном процессе

Интересен вопрос о связи рефлексивного и интуитивного в мыслительном процессе. Появление рефлексии связано с логической структурой мыслительных процессов, их осознано - дискурсивным характером. Интуитивный компонент входит в решение любой задачи, поскольку позволяет очертить область поиска в условиях субъективной неопределенности. “Специфика интуитивных процессов заключается в том, что формальные признаки ситуации (объективные логические основания решения) объединяются в них с неформальными критериями, выделенными лишь семантически, причем сочетания этих разнородных критериев является динамичным, нестандартным” (Пономарев В.Я.,1983, С.35).

Наличие интуитивного позволяет выделить в рефлексии недоосознанное и тем самым создает условия наращивания уровней рефлексии, в которых при объяснении своих действий, поступков, решений субъект выстраивает те или иные иерарахии своих мотивов. Одна из задач субъекта - неявное сделать явным, на что и направлены усилия субъекта в рефлексии. Неявные побуждения как можно полнее, всесторонне, истиннее и искренне подвергнуть осознанию и выработать пути их регулирования. В связи с этим необходимо решать проблему обучения рефлексивному мышлению, которая современном мире, особенно в области образования и педагогики, стала актуальной на сегодняшний день.
Основные выводы. На основе анализа теоретических исследований рефлексии в структуре мышления было дано описание этого явления.

Выделены два подхода в рассмотрении проблем рефлексии - инженерно - деятельностный и гуманистический. В рамках первого представлена модель рефлексии И. С. Ладенко (1995), позволяющая распознать логические и эвристические механизмы рефлексии, а также ее межсубъектные и внутрисубъектные формы. В рамках второго подхода рассматривается модель рефлексивно - инновационного процесса (И.Н.Семенов, С.Ю.Степанов, 1990), направленная на обоснование личностной обусловленности мышления. Выявлены эмоционально - волевые (личностные) механизмы рефлексии. Личностный уровень мышления задает со - целостность этого процесса через его осмысленность, т.е. рефлексию, Соответственно можно предположить, что существуют определенные личностные факторы, обуславливающие рефлексивные процессы, разворачивающиеся в ходе мыслительной деятельности.

Необходимо заметить, что рефлексия осуществляется отнюдь не только в мыслительной, но и во всякой другой деятельности, так как мышление включается в нее в качестве необходимой составляющей части. При замене немыслительных частей их моделями осуществляется редукция любой деятельности к мыслительной. По существу такая редукция производится при решении праксеологических задач рациональной организации всякой деятельности (Ладенко И.С., 1995). В следствии этого представления о рефлексии полученные при ее изучении в структуре мышления, сохраняют значение и для других случаев.