Уникальное предложение Новости Интернет-Офис О Компании
Специфика рефлексивных процессов

Специфика рефлексивных процессов при самоопределении обусловлена многообразными реально - практическими ситуациями (познавательными, нравственными, поведенческими, социально - коммуникативными), требующими от человека развитого умения координировать свое действие с действиями других людей. На этом уровне устанавливаются те реальные обстоятельства практической жизнедеятельности субъекта, которые характеризуют рефлексивный процесс как естественно - присущую человеческому сознанию способность.

Целью самоопределения является преодоление разрыва, который возникает между идеальным и реальным планами в анализе ситуации, средствами рефлексии.
Процесс самоопределения в ситуации, по нашему мнению, можно разделить на два этапа. Первый этап связан с восприятием ситуации поглощенного ей человека. Видение субъекта представляет совокупность разрозненных моментов. Фрагментарная модель ситуации не позволяет определить место ситуации в жизни, осознать причины ее возникновения и возможные последствия, вписать ее в жизненный контекст.

В рефлексивном анализе выстраивается модель реальности с большими ограничениями, без целостного представления ситуации. Большую роль играет ретроспективная рефлексия, способствующая воссозданию закрепленных в личностном опыте стереотипов восприятия и стереотипов мышления, которые обнаруживают себя, чаще всего, как неадекватные ситуации. На этом этапе субъект может занимать разные позиции, которые в большинстве случаев, не ведут к конструктивному самоопределению в ситуации. Мир представляется либо совокупностью обстоятельств, либо человек воспринимает себя в качестве единственной причины сложившейся ситуации. Фрагментарное видение ситуации определяет неадекватные действия и неадекватную самооценку субъекта. В практике психологического консультирования психолог работает именно с фрагментарным видением ситуации субъектом.

Применение различных техник, направленных на расширение рефлексивного охвата ситуации и собственного места в ней, позволяет перейти на второй этап самоопределения. На этом этапе, с помощью рефлексивного анализа, рефлексивного понимания, рассмотрение ситуации выводится в более широкий контекст, что и является более продуктивным для самоопределения субъекта, т.к. объектами рефлексии являются сама ситуация в е широких рамках восприятия и определенное место человека в ней.