Уникальное предложение Новости Интернет-Офис О Компании
Системомыследеятельностная методология

Используемое в организационно-деятельностных схемах СМД-методологии (Системомыследеятельностная методология) представление о субъекте деятельности («позиционере» - этой редукции субъекта активности, «очищенной» от всех свойств и качеств, избыточных по отношению к оргдеятельностным схемам) весьма лаконично в отношении его «внутреннего мира». Различаются: доска сознания, набор врожденных и приобретенных способностей и знания.

«Внутреннее устройство» реального субъекта мыследеятельности столь сложно и многообразно, что сегодня трудно себе представить, что оно когда-либо будет исчерпано единственной моделью. В.А. Лефевр исследовал рефлексивные аспекты взаимодействия конфликтующих персонажей на плацдарме.

При решении задач управления и консультирования важно отслеживать смену форм активности управляемого или консультируемого коллективного субъекта. Для этого целесообразно использовать двухуровневую иерархическую схему субъекта (рис. 1). Нижний, деятельностный уровень модели содержит области когнитивной, проектной и креативной деятельности, по которым перемещается фокус активности субъекта под действием управляющих воздействий из верхнего – аксиологического слоя модели, в котором присутствуют сущности ценностной, целевой и стратегической природы.

Ценности имеют природу мифов, что позволяет говорить о мифодизайне управления. Тип и содержание активности субъекта в данный момент времени определяется его ведущим или самоопределенческим мифом. Вопрос о границах «области определения», в которых существует фокус активности конкретного субъекта и в которых возможны его перемещения (эволюции), представляет самостоятельный интерес. Аксиологическое пространство сформировано набором мифов, в которые вовлечен данный конкретный субъект деятельности, и может быть в нулевом приближении аппроксимировано аксиологической картой, на которую выносятся атрибуты наиболее значимых мифов данного субъекта.

Как ни парадоксально это звучит, только облака мифов образуют островки стабильности в нашем динамичном и все более динамизирующемся мире. На понимании этого факта выросла индустрия брендинга.

В постнеклассическом мире совершенным субъектом деятельности следует признать не того, чьи акции обгоняют «голубые фишки», но того, кто осознал свои ограничения как мифы и может сознательно управлять перемещением фокуса собственной активности. Конечно, с акциями у него тоже бывает все в порядке, но – в качестве побочного продукта деятельности. Главное – правильно построить процесс, тогда финансовый ресурс выделяется в нужное время в нужном месте.

Еще мудрецы древности заметили, что неукоснительное следование любому пути выводит «путника» в качественно новую область. Дискурс мыследеятельности вменяет гражданам пост-неклассического мира понятие стоимости владения материальными ценностями, выражаемой для каждой конкретной личности в невосполнимой экзистенциальной валюте. Акценты сдвигаются в сторону индивидуальности и её самоактуализации. Ценности переоцениваются. Это открывает обществу трансглобализационный путь.

Современный бизнес и консалтинг ориентирован на быстро меняющуюся конъюнктуру рынка, и рассуждения фундаментального толка в нем пока что не приняты. Тем более это относится к западному бизнесу и консалтингу с его динамично перекраиваемыми развитыми рынками. А не на него ли, как на икону, ориентируется бизнес и консалтинг отечественный?

Руководитель, имеющий в своем «инструментальном ящике» представленный набор онтологических схем, позволяющих, в частности, ориентироваться в быстро меняющемся мире, преодолевать межпредметные, межпрофессиональные и межличностные перегородки, приобретает новый спектр возможностей. Он может, в частности, уверенно действовать в системе разноуровневых проектов (от организации в целом до личности каждого отдельного работника), выбирать из имеющегося множества представленных ниже средств и методов наиболее эффективные и строить продуктивное взаимодействие, в первую очередь, на критических направлениях.