Уникальное предложение Новости Интернет-Офис О Компании
Сближение методов современной науки и мистического взгляда на мир

Из книги «Самоопределение психолога» Татьяны Сизиковой

Мы выделяем две позиции психолога–консультанта, которые он может занимать в процессе самоопределения. Консультант может придерживаться какой-либо одной концепции психологической помощи, развиваемой в рамках какого-либо из научных подходов или выбрать из каждой теории идеи, которые, по его мнению, наиболее точны в отражении его профессиональной и личностной (мировоззренческой) позиции. Границы этого диапазона зависят и от знаний, которыми он располагает, и от его личностных качеств. Другая позиция, позиция мастера, действующего спонтанно для решения задач консультирования, понимающего и принимающего безграничность творческого личностного и профессиональразвития как своего, так и клиента, знающего, что происходящие изменения определены не методами и концепциями, а взаимодействием двух личностей.

Иногда, для того чтобы стать мастером, необходимо прожить самоопределение в предписываемых границах с последующим выходом за ранее принимаемые рамки. Что может считаться «выходом»? По мнению Т. Куна, если на основе парадигм, появляются наиболее эзотерического типа исследования, определяющие или вытекающие из практики, в данном случае, психолога, то это является признаком зрелости развития любой научной дисциплины или профессионального роста. (Т. Кун Структура научных революций. М., 1987, с.30). В настоящее время развивается астропсихология, квантовая психология, последователи основателей нейро-лингвистического программирования разрабатывают знание о кодовой программе имени (Вишкевич), принципы таэквондо, дзюдо и айкидо используют психологи–практики в обучающих программах тренингов общения.

Сближение методов современной науки и мистического взгляда на мир ярче всего прослеживается в трансперсональной психологии, являющейся, по мнению С. Грофа, мостиком между наукой и великими древними или восточными духовными традициями – такими, как различные формы йоги, кашмирский шиванизм, тибетская ваджраяна, дзенбуддизм, даосизм, суфизм, каббала или алхимия. Для всех, переживающих трансперсональный опыт, обычным и общим является переживание отождествления с юнговскими архетипами – божеств, демонов, полубогов, героев; переживание мифологических, легендарных и сказочных эпизодов; отождествление с космическим сознанием, Вселенским Разумом или с Пустотой. Всплывающий в сознании миф часто становится явным и начинает разворачиваться в повседневности. Человек чувствует наплыв элементов, относящихся именно к той географической или культурной области, скопление актуальных тем в книгах, кинофильмах, телевизионных программах, транслируемых в это время, изменение межличностных структур, чувств, установок и поведения причастных людей, которые во время психоделического сеанса находились за сотни миль от человека.

В целом, изменения происходят в направлении, совпадающим с курсом событий трансперсонального опыта. О действии факторов случайности, которые не могут быть объяснены в терминах общепринятого линейного понимания причинности, о синхроничности явлений во время сильных переживаний писал еще К. Юнг в работе «Синхронистичность». Подобные явления описываются и в рамках холистической психологии, основной задачей которой является помощь человеку в обретении Целостного Сознания, не разделенного обусловленным умом на множество фрагментов, рефлектирующих по поводу своих собственных представлений. Транценденция конвенциального различения частей и целого является сущностной характеристикой разных систем вечной философии. В рамках холистической психологии образ Вселенной напоминает живой организм, органы, ткани и клетки которого имеют смысл только в отношении к целому.

Развитие трансперсональной, холистической психологии, танатологии, альтернативных подходов в медицине и других подходов в физике, химии, биологии подрывает господствующее механистическое видение мира, сужает разрыв между наукой и мистицизмом. С. Гроф писал, что новая, «всеобъемлющая парадигма будущего, способная воспринять и синтезировать все разнообразие данных квантово-релятивистской физики, теории систем, исследований сознания, нейрофизиологии, а также древней и восточной духовной философии, шаманизма, первобытных ритуалов и целительской практики, должна включать взаимодополняющие дихотомии на трех различных уровнях: космоса, индивида и человеческого мозга». (С. Гроф. За пределами мозга. М., 993, с.110) Дайсэцу Тэйтаро Судзуки, подтверждая мысль Т. Куна, в рассуждениях о мистицизме в христианстве и буддизме уделил внимание науке и деятельности ученого: «Когда ученый заканчивает свои исследования, эксперименты и наблюдения (хотя никто не может сказать, как долго они должны длиться), он дает волю абстрактным мыслям об эволюции, наследственности, генетике, космогонии. Если же ученый оказывается еще большим теоретиком, он может дойти в своих рассуждениях до метафизической интерпретации существования». (с. 110)

Ненаучные направления столь многообразны, это и эзотерическое знание, и астрология, и оккультное знание, и мистика и многое другое, что не может быть объединено на тех основаниях, которые бы определяли общность подходов, кроме одного - выстраивается это знание на принципах, отличных от научных. И все же общее может быть в том, что это знание рассматривает вселенную как динамичное неделимое целое, неотъемлемой частью которого является наблюдатель. Базовым является положение о том, что не существует никакого разрыва между разумом и материей, между человечеством и природой. Другой основополагающий принцип – иерархизация организованного из Хаоса мира. Иерархии предлагаются самые различные, но можно выделить и общие элементы. Почти во всех мировоззрениях прослеживаются следующие главные уровни: физический (неживая материя - энергия); биологический (чувствующая материя – энергия); психологический (ум, эго, логика); тонкий (парапсихологические и архетипические явления); причинный (бесформенное слияние и совершенная трансценденция); абсолютное сознание. Каждый уровень трансцендирует и включает все предыдущие, но не наоборот. Внутри каждого уровня существует холоархия – все элементы приблизительно равны по статусу и взаимопроницаемы. Неравенство и иерархия существуют между уровнями. Следует заметить, что это знание делает попытку связать свои древнейшие корни с современными достижениями научной мысли в физике, биологии, химии, психологии и др. науках для доказательства своей состоятельности и обретения признанности в широких массах.

Типичным примером является позиция Лори Кэбот представленная в книге «Сила ведьм»: «Для меня нет ничего удивительного в том, что современные физики подтверждают старые герметические принципы, потому что все ведьмы знают, что связь между землей, разумом и духом, о существовании которой говорил Гермес, является научным фактом. Ученые, которые не смогли совместить свои психологические способности со своей практической деятельностью, должны были веками бродить на ощупь впотьмах, чтобы по своему прийти к пониманию тех законов, которые ведьмы знают интуитивно, или которые им были переданы старейшими нашей профессии» (с.140) Но очень часто в подобных работах в качестве примеров неточно приводятся научные факты, совершаются подмены тезиса, используются формулы внушения текста. В принципе, современные открытия в физике, химии, биологии, психологии касаются первых трех, реже четырех уровней. Наука ничего не может сказать о более высоких уровнях иерархии. Попытку экспериментально доказать существование четвертого уровня делает парапсихология, претендующая на изучение сверхчувственного восприятия, парафизических явлений, предвидения. О многих достижениях парапсихологии описано в работе Рицль М. «Парапсихология: Факты и мнения» (1999). Парадокс ненаучного знания в том, что его приверженцы для подтверждения истинности используют научные методы – наблюдение и эксперимент. Либо методы всеобщи, либо неадекватны. Закономерно появляется вопрос: «Нужно ли стремится к подтверждению тезиса, что наука всеобща и единственная для объяснения мира?» У мистицизма есть ответ, о котором иногда забывают - общепризнанным во всех направлениях является утверждение, что человек познающий предмет, может рассматривать его только на том уровне, которого сам достиг в результате своего психического развития. Сам же он способен, встав на путь самосовершенствования, достичь высших уровней.

В нашу задачу не входит глубокий анализ данного знания для описания ориентировочного пространства самоопределения психолога. Обращаясь к собственному мифу, психологу не избежать мистических переживаний, разрушения жестких рамок научности. Какой будет трансформация, зависит от того, насколько он сможет доверять себе и распознать лживость своих индентификаций; быть искренним, гибким и психически устойчивым.