Уникальное предложение Новости Интернет-Офис О Компании
Самопознание и самоопределение психолога - консультанта

Из книги «Самоопределение психолога» Татьяны Сизиковой

“Человеку со всей определенностью необходимы общие убеждения и идеи,
которые придают смысл его жизни и помогают ему отыскивать свое место
во Вселенной”.
К.Г. Юнг
Жизнь в этом мире слишком коротка,
Чтобы пренебрежительно относиться к своим поступкам.
А. Минделл

В последнее время, по мнению Дж. Мора, все более становится осознаваемым, что результаты психиатрии, психотерапии, психологической помощи всегда одни и те же, несмотря на теоретические рамки, которыми ограничен каждый психотерапевт, а, следовательно, личность психотерапевта, психолога более важна, чем его принадлежность к определенной школе или системе взглядов. Помогающая клиенту целительная сила психолога-консультанта не в знании теории и использовании техник, а в нем самом.

Даосское изречение гласит: «Когда неправильный человек использует правильные средства, правильные средства работают неправильно». Проникновение и принятие своей сущности, самости, лика; бытие в творении и состоянии самопознания (рефлексии) профессионального и личностного позволит распознать и избежать собственных проекций, почувствовать и сохранить индивидуальность клиента, определить свой стиль консультирования и осмыслить те образцы познания себя и мира, образцы поведения, которым обучается клиент во время взаимодействия с психологом.
Мудрость психолога – консультанта заключается:

Многие представления о личности профессионального психолога (З. Фрейд, К. Хорни, В. Франкл, К. Роджерс и др.) сводятся к признанию необходимости быть «освобожденным» от конфликта с самим собой, что соответствует высказыванию А. Уоттса о гуру. Гуру ”не находится в состоянии двойного связывания, когда человек претендует на роль независимого действующего лица и не знает что он притворяется, воображая себя эго или субъектом, который каким-то образом всегда имеет преимущество перед сопутствующими ему объектами: переживаниями, ощущениями, чувствами, эмоциями, мыслями. Гуру принимает самого себя таким, как он есть; точнее он не думает о себе как о чем-то отличном от модели его поведения, то есть от того, что его представляет” («Психотерапия Запада и Востока» с.55).

Подобное состояние, не достигается с получением профессионального образования. Становление профессионального психолога длится многие годы. Психолог учиться быть психологом для самого себя и своей способностью к психологическому самоисцелению отличается от представителей других профессий.

В чем же психологическое самоисцеление? Необходимым условием для него является разрыв всякой связи со своими личностными ограничениями, особенностями, надеждами, страхами, сопротивлением саморазрушению, т.е. отчуждение от своей индентификации. По мнению многих психологов (К. Юнг, О. Ранк, Дж. Кэмпбел и др.), данное состояние является «возрождением для осознания истины» и достигается с помощью продолжительных психологических тренировок.

Когда амбиции и стремления, затрудняющие профессиональную работу, исчезают, психолог становится мастером (профессиональным психологом), чувствует связь с чем-то важным - законом, вечностью; ощущает себя более цельной личностью, независимой от пространства и времени. Научившись стирать личную историю, научается отбрасывать жесткие структуры «Я» и впитывает в себя даосский и буддистский смысл изречения: «Все преходящее». Чувствует, что не является ни одной из своих индентификаций и даже не самим осознанием этого. Научается не управлять, а следовать своему духу, самости, ментальности. Не стремится ни к жизни, ни к смерти и с готовностью принимает, то, что может в нем произойти. Переживает осознание того, что его личностный рост зависит и от него, и от происходящего в мире. Учится расти вместе со своими клиентами. И, может быть, только тогда обнаруживает свой миф гуру.

Отчуждение от своей идентификации является результатом рефлексивного самоопределения, связанного с экзистенциальным обращением к предельным смыслам действенного бытия и жизнедеятельности (В.И. Слободчиков (1995), Л.И. Анцыферова (1981), Л.Я. Андрияко (1990), Ф.Е. Иванов (1990), И.Н. Семенов (1990), С.Ю. Степанов (1990)). Психолог идет по пути «от первичного гештальта через опосредствование всей человеческой культурой к непосредственному и неизмеримо более богатому образу мира и человека в нем» (В.П. Зинченко С.102).

Рефлексивное самоопределение, обеспечивающее психологу - консультанту развитие новых способов поведения, общения и деятельности, а также смысловых перспектив реализации потенций личности, необходимо до того момента, пока самой же рефлексией не сотрется личная история, пока не познается непрерывность (континуум) прошлого, настоящего, будущего, и не обретется простота, столь характерная миру.

История психологии и психотерапии знает много примеров профессиональных психологов достигших подобного состояния. Джей Хейли в предисловии работы «Необычайная психотерапия» (1986) писал о Милтоне Эриксоне: «В последние годы его подход к проблемам человека обрел ту простоту и эффективность, которая так характерна для поздних работ художников. Пикассо достиг большей простоты в своих рисунках, Борхес обрел новый, более простой способ рассказывания историй, а Эриксон овладел, возможно компенсируя свою нарастающую слабость, такой экономностью терапевтического стиля, которую мы можем увидеть в движениях резчика по алмазу. Он схватывает сущность ситуации человека с удивительной быстротой, и его терапевтические вмешательства просты и точны, без лишних усилий. С возрастом его мудрость возросла, и это произошло именно тогда, когда он потерял силы для того, чтобы ее реализовать, что кажется одним из проявлений иронии жизни».

В данной работе раскрыта онтология самопознания психолога и рамки самоопределения.
Самоопределение психолога - консультанта осуществляется:

Для такого самоопределения психологу – консультанту необходимо осознание, каких культурных традициях обнаруживает себя, формируется и осознается духовная жизнь: Востока или Запада; транскультурального подхода или синтеза восточной и западной ментальности, нового типа культуры, духовности.
Для того, чтобы ориентироваться в культуре (самоопределиться), необходимо, по мнению П.А. Флоренского, искать «систему координат» не в ней самой, а за ее пределами. Эту проблему решали и И. Кант, призывающий ориентироваться на рассудок, научное знание, и П.А. Флоренский, находящий ориентиры в первичности культа, и многие другие. Все эти попытки не выходили за рамки культуры. Мы не предпринимаем усилий искать какие – то ни было ориентиры за рамками культуры и не придерживаемся столь характерного для психологии подхода поиска первопричин, первоэлементов того или иного процесса, предполагая тщетность этих попыток. Ориентиры не вне субъекта – в культуре или за ее рамками, а в нем самом, в его способности различения и самоопределения.
Мы в самых общих чертах представляем субъективное пространство, в котором самостью и рефлексией свершается самопознание и самоопределение психолога в пространстве разных культур, мифологической всеобщности, науки и магии.