Уникальное предложение Новости Интернет-Офис О Компании
Религиозное самоопределение психолога

Из книги «Самоопределение психолога» Татьяны Сизиковой

Мы не акцентировали внимание на религиозном самоопределении психолога, только в связи с тем, что рассматриваем церковную религию как проявление культуры и об этом самоопределении речь шла выше. О личностной религии как чувстве, действии, опыте человека, постигающего себя как такового и вступающего в отношения уединения с тем и непосредственного переживания того, кого считает божественным, мы касались, раскрывая переживание мифа.

Самоопределение психолога дает возможность получать новое знание и вопрос его истинности может его волновать как волновал умы во все времена. Самой истинности как проблемы не существует в мифе и у психолога, творящего свой миф. Психолог уже обладает тем, что К. Роджерс назвал «организмическим доверием». Но познающего миф, идущего по пути самоопределения в культуре она волнует и решается в зависимости от того, какие способы переработки информации он выбирает и использует. Сквозь призму религиозных, научных или ненаучных концепций он просеивает поступающую информацию, используя рациональные (логические) или иррациональные приемы ее переработки.

Согласно Шлейермахеру все религии одинаково истинны, поскольку они всецело относят-ся к миру чувств и ничего общего с истинностью знания не имеют. Религия имеет дело не с познанием Бога или мира, а лишь с опытом нашего духа, внутреннего мира. Наука же ограничивается причинным объяснением взаимосвязи вещей и процессов. Наука и религия могут существовать независимо друг от друга. Такое разрешение противоречия между двумя способами построения картины мира возможно только из парадигмы разделения внутреннего и внешнего, что само по себе это противоречие не разрешает. Одни исследователи поддерживают мнение Шлейермахера, другие, как О. Пфлейдерер, придерживаются мнения что компромисс может быть достигнут на идее Бога, которая присуща нашему разуму и о которой писали все мыслители, начиная с Платона и Аристотеля. Единственной религии – буддизму эта идея не свойственна, и поэтому она атеистична.

Психология как наука (данный тезис также вызываем множество споров, о чем писал Т. Кун) в этом направлении продвинулась глубже других наук, что привело к возникновению христианской психологии. Психология в целом занимает особое место в системе наук - у нее нет возможности использовать для подтверждения истины истинный эксперимент, она существует не только как научное знание, но и как бытовая психология, потребляемая каждым человеком, у нее особый объект изучения – субъект, изменяющийся в каждом взаимодействии, жизненном событии и т.д. Эти и другие особенности определяют необходимость самоопределения психолога – консультанта не только в рамках культуры, религии, познании и творении собственного мифа, но и в способах переработки поступающей информации: научных или ненаучных, к которым мы не относим религию, т. к. в религии переплетены мифологические, мистические, научные способы построения образа мира.