Уникальное предложение Новости Интернет-Офис О Компании
Рефлексивный анализ

В процессе прогнозирования на основе выделенных с помощью рефлексии закономерностей прошлой деятельности и учета условий объективно существующих в настоящей ситуации строится прогноз, дающий базу для формирования и оценки картины будущего. Построенная в рефлексивном представлении “картина будущего” способна изменить мотивы субъекта деятельности, а также способы ее осуществления.

В общем виде деятельность протекает в двух основных формах - индивидуальной и групповой. В индивидуальной работе каждый специалист занимается рефлексивным анализом своих возможностей с точки зрения итогов его деятельности в группе. При этом он должен приобретать новые знания, умения и навыки, систематизировать все это в едином комплексе, а также получать тот продукт, которого от него ждут другие участники работы (свою часть результата). В ситуации коллективных взаимодействий дифференциация и взаимосвязь индивидуальных действий обеспечивается рефлексией участников на основании строящегося совместного действия и планирования возможных форм его организации.

Основные выводы. Основой возникновения рефлексии является деятельность. В действии локализуется осуществление мышления, а также его изменение и развитие с помощью рефлексивного механизма.

В ситуации деятельности субъект соединяет и удерживает образ ситуации действия и образ процессов мышления. В процессе рефлексирования определяется способ синтеза этих разных образов и само осмысление этого способа, благодаря чему и выстраиваются новые способы действия в ситуации и приемы деятельности и мышления. Действие и взаимодействие порождают ситуацию, в которой необходимым является понимание “текста” как минимум двумя коммуникантами. Именно эта ситуация и является ситуацией порождения рефлексии. Рефлексия выполняет функции образования смыслов и присвоения значений, путем согласования различных объектов деятельности (объектный план), а также мотивов, целей, ценностей субъектов (субъектный план), используя при этом различные логические процедуры и операции, семиотические средства, личностные ресурсы. Данный процесс заканчивается принятием решения. Каждая единица деятельности имеет свою рефлексивную пристройку в виде принятия решения.

На основе анализа модели Г.П.Щедровицкого (1972) выделены условия для осуществления рефлексии: позиционная организация деятельности и необходимость сведения различных смыслов к единой объектности, что связано с разворачиванием рефлексивного механизма “кооперации”. С помощью этого механизма осуществляется не только объективация, но и субъективация обобщенных смыслов.

В настоящее время представляется целесообразным введение многомерного и многоуровнего представления о деятельности, в котором бы под деятельностью понимались не только технологизированные, описанные в виде алгоритмов, процедур и операций процессы, но и процессы поискового мышления, действия (В.В.Давыдов), коммуникации и общения, а также более “тонкие”, сложно устроенные процессы рефлексии и понимания, различные производные этих процессов: мыслительно-организованное рефлексивное мышление, понимающая рефлексия и рефлексивное понимание (Ю.В.Громыко, 1992). Осуществление “тонких” процессов и их производных обеспечивается за счет использования субъективных средств для организации сознания.