Уникальное предложение Новости Интернет-Офис О Компании
Рефлексивная регуляция

В работах Ю. Н. Кулюткина неоднократно отмечалась важность рефлексивной регуляции личностью своих собственных внутренних процессов. Такого рода механизм саморегуляции основан на “иерархическом” разделении управляющих и контрольных функций внутри одной и той же личности, когда человек выступает для самого себя как объект управления, как “я - исполнитель”, действия которого необходимо отображать, контролировать и организовывать, и когда человек одновременно является для самого себя “я - контролером”, т.е. субъектом управления - такой механизм саморегуляции имеет смысл назвать рефлексивным по своей природе” (Кулюткин Ю.Н., 1979, С.24).

Для понимания рефлексивного механизма саморегуляции принципиальное значение имеет идея, высказанная Л. С. Выготским о том, что когда человек выступает в качестве члена определенной социальной группы, то функция регуляции его действий принадлежит уже не только ему одному как личности, а социальной группе в целом. В процессе интериоризации межличностных форм контроля человек начинает одновременно выполнять две функции: управляющую и исполнительную, причем управляющую функцию он начинает применять и по отношению к другим, но и по отношению к самому себе для овладения своим собственным поведением.

По мнению И.Н.Семенова и С.Ю.Степанова (1990) рефлексия как переосмысление и перестройка субъектом содержаний своего личностного опыта, порождает действенное, активное отношение субъекта как целостного “Я” к собственному поведению и общению, к осуществляемой деятельности, ее кооперантам, социо-культурному и вещно-экологическому окружению.

Источником конструирования целостности деятельности и общения. т.е. преодоления возникающих в них противоречий, является смысловой резервуар личности, восполняемый в процессе культивирования субъектом собственной индивидуальности соответственно конкретно - историческим вопросам эпохи. Культивирование осуществляется в виде постоянной рефлексии субъектом способов действенного самоопределения и самопостроения в контексте формируемых в культуре идеалов и ценностей.

По мнению В. И. Слободчикова (1995), Л.И.Анцыферовой (1981), Л. Я. Андрияко (1990), Ф.Е.Иванова (1990), И.Н.Семенова (1990), С.Ю.Степанова (1990) такого рода рефлексивное самоопределение, связанное с экзистенциальным обращением к предельным смыслам действенного бытия и жизнедеятельности конкретного человека. Оно призвано обеспечить создание новых способов поведения, общения и деятельности, а также смысловых перспектив реализации потенций личности.