Уникальное предложение Новости Интернет-Офис О Компании
Развитие личностных и профессиональных свойств психолога

Из книги «Самоопределение психолога» Татьяны Сизиковой

Самопознание и самоопределение психолога это процесс развития определенных профессиональных и личностных черт, составляющих «модель эффективного консультанта» (Р. Кочунас). В основе такого подхода – теория черт личности. Исследований в этой области достаточно много и однозначного ответа о личностных и профессиональных свойствах психолога нет. Следуя по пути познания собственного мифа, переживая и осознавая свое движение, совершая выбор и отвечая за поступки перед самим собой, творя себя, психолог развивает следующие черты:

К профессиональным и личностным качествам психолога относятся:

  1. Развитие рефлексивных способностей (осознание, оборачивание назад). Эти способности формируются в процессе раскрытия индивидуальности (как духовной сущности человека), развития личности (как проявление индивидуальности для других, выражающееся в поведении, установлении отношений), в овладении профессиональной деятельностью и представляют собой, в целом, способность занимать профессиональную рефлексивную позицию.
  2. Профессиональная рефлексивная позиция психолога помогает осмыслить:

    • предмет взаимодействия,
    • цели и задачи взаимодействия,
    • процесс взаимодействия,
    • результат взаимодействия.

    Для занятия рефлексивной позиции психологу-консультанту необходимо уметь “выходить” за пределы непосредственно текущего процесса. Данный “выход” осуществляется за счет овладения логическими средствами анализа и синтеза, понимания и осознания; средствами самоорганизации и самомобилизации; семиотическими средствами; средствами кооперации; средствами перехода из одной позиции в другую.
    В процессе консультации и рефлексии психологу необходимо обращать особое внимание на:

    • чувства, которые он испытывает в отношении клиента, т.к. они могут быть обусловлены проблемами самого консультанта. Для психолога эти чувства должны стать предметом рефлексивного анализа. И почти идеальным можно считать такой случай, когда психолог, благодаря полученному им образованию и остроте восприятия, знает себя настолько хорошо, что распознает отклонения от своего “среднего состояния”, вызванные клиентом.
    • собственные мотивы, ведущие к тем или иным действиям;
    • задаваемые вопросы, направленные на то, чтобы выявить, в чьих интересах эти действия совершаются, учитывается ли в этих действиях индивидуальная особенность кли-ента, уважается ли его личность, сохраняется ли его специфика поведения;
    • содержание того, что и кто привносит в консультационное пространство в данный момент, зачем и почему
  3. Эмпатия (чувствование внутрь). Способность к глубокому духовному единению личностей. В практике консультанта, развитие эмпатических способностей позволяет осуществлять частичную индентификацию с клиентом, сохраняя в то же время определенную дистанцию между собой и клиентом.
    Различают аддитивную эмпатию (привнесение в ограниченную позицию клиента более широкого контекста) и культурную эмпатию (использование культурно-исторического ас-пекта во взаимодействии).

    Эмпатию необходимо отличать от симпатии (“сочувствования”), означающей полную ин-дентификацию с клиентом, безоговорочное согласие с ним, что затрудняет процесс кон-сультирования.

  4. Развитие навыков рефлексивного (активного) слушания. Слушание заключается и в молчаливом внимании, и в репликах, вопросах, показывающих клиенту, что психолог понимает его. При этом необходимо помнить, что продолжительное молчание, долговременные паузы способствуют увеличению дистанции между клиентом и психологом, создавая впечатление о превосходстве и власти последнего.
  5. Состояние внутреннего покоя. Беспокойство или страх, проявляемые психологом, мешают улучшению состояния клиента. Внутренний покой порождает состояние уверенности и безопасности у клиента, способствует формированию открытой позиции. Открытая позиция психолога заключается в его готовности и способности принимать все то, что клиент говорит и делает, избегая оценочного подхода. Открытая позиция клиента заключается в выражении своих эмоций, мыслей и действий без страха быть не принятым психологом.
  6. Уважительное отношение к клиенту и искренность. Психолог исходит из того, что он и клиент в своих отношениях, равноправны. Искренность психолога вызывает уважение к нему, морализаторство означает попытку доказать свое превосходство, отсутствие уважения к клиенту. Искренность не равнозначна честности, которая может быть и разрушительной. Следует исходить из того, что оба партнера имеют право на собственное, недоступное для других, пространство. Если клиент настаивает на предоставлении ему такого пространства, то это не значит, что он против взаимодействия. С другой стороны, если психолог некритически изливает на клиента каждое свое чувство, то это создает осложнения в отношениях. Высказывания психолога, касающиеся его самого уместны лишь тогда, когда они служат поддержанию отношений психологической помощи и вносят в них большую определенность.
  7. Гибкость. Исход консультации в значительной степени зависит от способности психолога быть гибким в своей профессиональной позиции, умении проводить четкое различение разных позиций, ролей как своих, так и клиента, быть способным занимать разные позиции, играть разные роли адекватно ситуации взаимодействия для достижения взаимных целей. Развитие данных качеств позволяет в процессе консультирования принимать взгляд на мир с точки зрения, отличной от собственной, быть конгруэнтным и непосредственным.
  8. Алан Айви (1977) выделяет еще одну черту - продуктивное существование в контексте культуры. Опыт культуры и осознанность его дают человеку возможность находить максимально большее число вариантов поведения при общении с самим собой и другими в контексте данной культуры; применять максимально большее количество вариантов понятий, мыслей и поступков с тем, чтобы общаться с большим числом людей и групп внутри и вовне собственной культур; строить планы и действовать в соответствии с возможностями данной культуры и рефлектировать.
  9. Немаловажное значение имеет жизненный опыт психолога. К профессиональной черте можно отнести достаточный, жизненный опыт психолога в семейной жизни и воспитании детей. Данная черта необходима и более всего проявляется в семейном и детском консультировании.