Уникальное предложение Новости Интернет-Офис О Компании
Проявление мифов в поступках

Из книги «Самоопределение психолога» Татьяны Сизиковой

Вторичные мифы лежат в основе нашего способа изложения представлений о жизни и определяют, как мы собираемся прожить оставшуюся жизнь, если базовые мифы нами не познаны. Как считает Джеймс Хиллман, наша жизнь, жизнь наших клиентов - это особый литературный жанр. ”Мы берем все происходящее (независимо от степени страстности и эротизма, трагичности и благородства, странности и случайности явлений) и превращаем в одну из форм литературы.

Это бытовой роман… В момент, когда человек переступает порог (вашего кабинета), начинается совершенно новая история, или скорее прежняя история приобретает совершенно новое направление, поскольку первоначальная история пересматривается в рамках терапевтического жанра… Теперь уже два автора вместе работают над созданием терапевтического вымысла, хотя пишет терапевтическое произведение только один из них. Такие рассказы характеризуются рефлексивностью и сосредоточенностью на “проблемах” главного героя” (с.22). Такова жизнь вторичных мифов.

Особенности проявления мифов в поступках, мыслях и убеждения во многом зависят от того культурного контекста, в котором рос, развивался и формировался духовный мир психолога. Порой за призмой культурологических основ трудно выявить базовый миф или легко обнаружить встроенный в эти определенные рамки миф вторичный. В некоторых случаях базовый миф может быть в конфронтации с осознанно принимаемыми психологом культурными традициями и представлениями. Что в свою очередь может являться глубинными предпосылками внутриличностного конфликта, проявляемого в межличностных отношениях. Сам мифологический мир личности, сотканный из противоречий, своей противоречивостью лежит в основе психологических проблем адаптации личности в окружающем мире, если личность теряет способность осознавать и спонтанно действовать, проживая событие своей жизни.

На первый взгляд может показаться, что мы свели духовность к структуре мифологического мира личности, претерпевающего различные трансформации под воздействием факторов культуры, одним из которых являются объективированные мифы общества. По нашему мнению, духовность не сводима ни к мифу, ни к религии, ни к духовному учению или философским взглядам, но проявляется во всем в виде переживания. Подобные переживания не поддаются описанию, но распознаются человеком в самом себе и других, как априорно знаемое – зов, инсайт и т.п.

Духовность «обнаруживает себя» в установках, ценностях, мотивах, целях; отношении к себе и окружающим; поступке и событии. Мифология сакральна и психолог распознавший, переживающий свой миф ощущает себя целостным, единым, ответственным, спонтанным. Но путь обнаружения мифа труден и может быть долог. На этом пути психологу требуется самоопределение не только в основ-ных направлениях культурных традиций, но и самопознание тех способов, норм (правил) переработки информации с помощью которых он интерпретирует события жизни. В европейской и восточных традициях уживались научные и ненаучные способы построения образа мира. Возможно, благодаря тому, что еще в самом мифе были переплетены зародышевые элементы религии, науки, искусства, философии и т.д.