Уникальное предложение Новости Интернет-Офис О Компании
Предпосылки развития рефлексивных способностей

Происходящие изменения личности отражаются на ее оценке самой себя. Как уже было рассмотрено ранее, рефлексивный механизм лежит в основе изменения личности. Но если не произошло изменения отношения к самому себе, то и изменений в деятельности, поведении субъекта тоже не происходит. Личностные (эмоционально - волевые) механизмы рефлексии включают в себя как результат своего развития самооценку субъекта. Самооценка субъекта - как обращенность личности на саму себя является одним из измеряемых показателей развития рефлексивных способностей субъекта.

Решающую роль в развитии рефлексивных способностей играют социокультурные и индивидуально - типологические предпосылки. Ценностные ориентиры, идеалы, нравственно - этические принципы жизнедеятельности данного общества определяют формирование в рефлексии самооценки. Когнитивные, эмоционально - волевые и другие особенности субъекта влияют на скорость, продуктивность рефлексивных процессов.
В исследовании Ф. Патаки было установлено явление “я - чувствительности”, выражающее факт развития “Я - образа” по мере повышения уровня образования в обследованных им группах испытуемых. Это позволило ему выдвинуть гипотезу о том, что “данное явление по-видимому предполагает определенную степень натренированности в области я - рефлексивности, иными словами, оно говорит о том, как часто и как сознательно индивид делает себя предметом своей собственной аналитической и самоопределяющей рефлексии” (Патаки Ф., 1983, С.47,49).

Освоение техниками, приемами, методами, способами деятельности в предметных и рефлексивных формах (техник и способов деятельности и мышления), знание “чистых” форм развертывания и принципов осуществления процессов мышления и деятельности позволяет преобразовывать, трансформирвать и изменять различные типы деятельностей в различных областях практики. Формирование способности выявлять “чистые” формы деятельности и мышления расширяет возможности человека, он получает возможность не только осуществлять деятельность, но и понимать то, как он это делает.

Для формирования рефлексивных способностей ( П.Г.Щедровицкий, Ю.В.Громыко, В.В.Давыдов, И.Н.Семенов, С.Ю.Степанов и др.) необходимо наличие ситуации, в которой бы были организованы такие ее элементы как групповое взаимодействие, проблемность решаемых задач и т.п., актуализирующих определенную мотивацию взаимодействия, преодоление трудностей, достижение успеха и т.п. Сама ситуация создает возможности для развертывания рефлексивных процессов, но не всякая мотивация приводит к конструктивному решению конфликтной и проблемной ситуации. Только при соответствующей мотивации в организованной ситуации человек способен выйти в рефлексивную позицию и направить свой анализ на породившую его ситуацию и способ деятельности. В этом и проявляется взаимосвязанность процессов рефлексии и формирования мотивации.

Основные выводы. В процессах самосознания, как осознания себя, своей самости в зависимости от целей и задач, стоящих перед субъектом, рефлексия выступает в качестве механизма этого процесса. Самосознание может принимать различные формы и проявляться как самопознание, как самооценка, в которой отражено самопринятие, как самоконтроль. При рассмотрении самосознания и самооценки мы определили место рефлексии в личностных изменениях, а также выделили самооценку как показатель развития рефлексивных способностей. Определили, что личностные изменения в рефлексивном процессе не происходят без изменения отношения субъекта к самому себе (самооценки). Поэтому самооценка может рассматриваться в качестве показателя продуктивности действия рефлексивных механизмов в процессах самосознания.