Уникальное предложение Новости Интернет-Офис О Компании
Основные направления изучения рефлексии в психологии

В настоящее время рефлексия приобрела одно из наиболее важных значений и трактуется как механизм социальной жизни человека во всех ее проявлениях, механизм самоорганизации и саморазвития сложных систем, источник и средство свободы личности (И.С. Ладенко, Ю.В.Громыко, О.С.Анисимов и др.). Рефлексия включена в качестве предмета и объекта исследования в науку о сознании (философия, психология, педагогика), в теорию мышления (когнитивная психология, герменевтика, дидактика), в науку о личности (психология, педагогика) и в теорию деятельности (психология, управление). Достигнутые успехи изучения функционирования рефлексии в этих предметностях позволили поставить задачу анализа накопленного знания и представления рефлексии в качестве одного целостного предмета и объекта исследования. Для решения данной задачи необходимо выделить результаты, полученные при изучении ее в разных направлениях и подходах психологической науки.

В настоящее время произошло оформление трех научных школ изучения рефлексии: психология рефлексии (И.Н.Семенов, С.Ю.Степанов и др.), методология рефлексии интеллектуальных систем (И.С.Ладенко и др.) и школа мыследеятельностного подхода (Г.П.Щедровицкий, П.Г.Щедровицкий, Ю.М.Громыко и др.) и еще не достаточно четко оформленных направлений исследования – в педагогической психологии, психологии сознания, психологии мышления, психологии деятельности, психологии личности, возрастной психологии, прикладной психологии. В настоящее время доминирующим становится педагогический аспект в психологии рефлексии - развитие рефлексивных способностей, владение техниками рефлексии, формирование многопланового, многомерного сознания, способностей самоопределяться в истории культуры.