Уникальное предложение Новости Интернет-Офис О Компании
Определение роли рефлексии в мышлении

Для определения роли рефлексии в мышлении необходимо рассмотреть процесс решения задачи. По мнению С.В. Дмитриева в структуре поиска решения задачи есть три взаимосвязанные стадии: стадия понимания задачи (ориентация в ситуации и формирование замысла решения), стадия планирующих действий (выдвижения принципа решения и основных механизмов действия) и стадия реализации замысла (например, моторное решение). Каждая стадия завершается соответствующим принятием решения, осуществляющимся с помощью рефлексии. Так, понимание заканчивается тем, что субъект дает оценку и самой задачи, и своей возможности решить ее. При этом он приступает к поиску решения или отказывается от задачи (уход от решения).

На стадии проектирования вырабатываются дифференцированные поисковые стратегии, рациональные и конструктивные по отношению к задаче. На стадии реализации замысла принимается решение о способах действия в заданных условиях, в соответствии с требованиями задачи и субъективными критериями ее решения.

При решении мыслительной задачи субъект строит образно - концептуальную модель условий, в которых она дана, используя при этом семиотические средства рефлексии - освоенные языки и их описания (С.Ю.Степанов, И.Н.Семенов,1991). Иногда может возникать необходимость сконструировать язык, на котором задача имеет решение, найти адекватные задаче (и языку) способы преобразования условий, в которых задача дана.
При решении задачи субъект перемещается в “мир” образов и значений, рефлексирует по поводу этого построенного “мира”, оперирует предметными образами, значениями, символами и т.д. Результатом этого процесса является трансформация образно - концептуальной модели в модель проблемной ситуации. Решающим в такой трансформации является установление смысла.

На этапе построения образно - концептуальной модели (Н.Г.Алексеев, В.К.Зарецкий, И. С. Ладенко, И.Н.Семенов) фиксируется неопределенность или чрезмерно большое число степеней свободы в ситуации, а на этапе формирования модели проблемной ситуации происходит понимание, осознание и означение смысла, выделение главного противоречия или конфликта, в котором представлена эта неопределенность. По мнению И.Н.Семенова и С.Ю.Степанова, при таком решении мыслительной задачи ситуация может выделяться как проблемно - конфликтная потому, что имеющиеся у субъекта средства, знания и умения не соответствуют условиям решения задачи. Необходимо адекватное преобразование соответствующее требованиям задачи для нахождения решения.