Уникальное предложение Новости Интернет-Офис О Компании
Определение рефлексии в интеллектуальном аспекте

Рефлексия в интеллектуальном аспекте определяется В.В.Давыдовым как умение субъекта выделять, анализировать и соотносить с предметной ситуацией свои собственные способы деятельности. Н.Г. Алексеев и Э.Г.Юдин рассматривают ее как направленность испытуемого на осознание им средств, используемых при решении поставленной в эксперименте задачи. При решении задачи логика субъекта позволяет проецировать ее в многомерное оценочное пространство, сопоставлять различные точки зрения на ситуацию задачи, осуществлять когнитивную репрезентацию задачи с учетом не только предъявляемых к человеку объективных требований в сочетании с внешними условиями, но и в равной мере систему ценностей и личностных свойств самого субъекта решения, его отношение к цели, условиям и своим возможностям.

Для отечественной психологии мышления характерно изучение деятельностных и личностных моментов процесса решения задач.
Одни исследования направлены на изучение формирования умственных действий, призванных обеспечить “дисциплинированность” мышления в решении широкого класса задач на соображение (Гальперин П.Я., 1980; Данилова В.Л., 1978; Эльконин Б.Д., 1982 и др.). В рамках этого направления был поставлен вопрос о способе связей операций в составе мыслительного процесса. В поисках ответа обращалось внимание на отношение опосредования одних операций другими, в частности на опосредующее замещение. В связи с этим, в мыслительной деятельности ставился акцент на рефлексивное выделение новых познавательных задач. Возможности исследований механизмов развития мышления в работах Г.П.Щедровицкого (1959), И.С. Ладенко (1958), Н.Г.Алексеева (1957), В.А. Лефевра (1967), Котельникова (1989), В.В.Давыдова (1971) связываются с изучением рефлексии.