Уникальное предложение Новости Интернет-Офис О Компании
Операции, приводящие к усилению потребностей

В работах В.В.Давыдова (1986) выделены операции первого и второго порядка, приводящие к усилению потребностей. Операции первого порядка соответствуют предварительно выделенному в виде замысла нормативному представлению того, что человек намеревается осуществлять в ситуации поиска. При реализации замысла построения действия в поисковой ситуации человек начинает действовать спонтанно, выходя за границы и рамки своего собственного замысла, тем самым преодолевая и нормативное представление собственного действия. Это операции второго порядка. С помощью этих операций осуществляется регуляция актов и процессов деятельности на уровне сознания, переход от норм к способам их реализации.

Эти операции лежат в основе осуществления рефлексии, ее механизмов понимания и осознания.
Смысловая сторона действия выражает отношение мотива деятельности к непосредственной цели действия. По мнению Ю.В.Громыко (1992), рефлексия в деятельности обуславливает два взаимосвязанных процесса - процесс выделения норматива и процесс выработки собственных личностных техник выхода в мышление при употреблении идеальных объектов (применение готовых форм или порождение новых) и вычленение ситуации, как проблемной.

Нормативный план деятельности включает две взаимосоответствующие нормативные структуры: способ и ситуацию деятельности. “Реализация норм деятельности означает актуализацию способа деятельности” (Дубровский В.Я.,1994 С.31). Наличная ситуация определяет способ деятельности и в то же время, сама ситуация с ее элементами формируется в процессе генезиса данного способа деятельности.

Ю.М.Лотман связывает выделение ситуации, т.е. расчлененность непрерывной реальности на некоторые условные сегменты с человеческим стремлением приписывать действиям и событиям смысл и цель. “То, что не имеет конца, не имеет и смысла. Осмысление связано с сегментацией недискретного пространства” (Лотман Ю.М.,1992, С.248,249). Он также подчеркивает, что сложность создаваемых в той или иной ситуации смыслов “заключается в том, что для того, чтобы сделать ситуацию значительницей значения, она должна восприниматься как противоречащая естественному (т.е. нейтральному) ходу вещей” (Лотман Ю.М., 1992, С.253).

Само действие может быть ситуативным или надситуативным. Когда же действие изменяет или взрывает ситуацию, наступает фаза ее осмысления, означения, в том числе и осмысление собственных действий - начало самосознания. В развитых формах осмысление и понимание ситуации предшествует действию, изменяющему или взрывающему ее (Зинченко В.П., 1994).