Уникальное предложение Новости Интернет-Офис О Компании
Мистическое начало в мифах

Из книги «Самоопределение психолога» Татьяны Сизиковой
Центральной фигурой шаманских мифов является шаман, осуществляющий посредничество между людьми и духами с помощью камлания (путешествия в мир духов). Другое представление о шаманизме, данное Олардом Диксоном – «шаманизм – это естественная, природная магия, основанная на знании Космического порядка и раскрытие человеческих возможностей. Знания о строении Мироздания складывались в результате экстатических экспериментов, а не являлись продуктом веры, как в боль-шинстве современных религий… когда – то шаманизм был общечеловеческим факто-ром, причем его форма практически не отличалась, даже если практиковавшие его на-роды были отрезаны друг от друга.

Мировая Гора, Мировое Дерево, Река Мертвых, Верхний и Нижние Миры – все это вековое наследие, нашедшее отражение и в хри-стианстве, и в мусульманстве, и в буддизме. Такая «живучесть» шаманских представ-лений, даже в условиях не шаманской среды, обуславливается адекватным мистиче-ским опытом у основателей и сподвижников перечисленных религий, ствол которых держится на шаманских корнях, сформировавшихся в эпоху мезолита-неолита» (2000, с.151). слово «шаман» происходит от тунгусского «саман», что некоторыми лингвис-тами переводится как «служитель культа». В Европу это слово попало во времена Петра Первого, после путешествия в Китай вместе с русским посольством Избранда Идеса и Адама Брандта. Вскоре оно вытеснило из лексикона слова «волхв» и «чаро-дей» и стало общепринятым. Шаманизм проявляется в осознании не того, кто вы есть или кем вы можете стать, а того, что вы замечаете. Шаманские инициации описывают-ся как избранничество неофита духами, которые преследуют его. Путь шамана – путь вынужденный: многие идут им в результате болезней, наследственной предрасполо-женности, снов, магии или инвалидности. В.Ю. Завьялов о шаманском переживании, т.е. мифологической личностной истории в живую, писал, что «после такого опыта никак не заглушенного лекарствами, помощью других, не облегченного переложением ответственности на других людей, опыта в высшей степени ценного для дальнейшей работы с людьми…шаман действительно приобретал Силу. Чем дольше болел, тем больше Сила была у шамана – больше обучался, больше узнавал истинных имен ду-хов, глубже постигал устройство мира внешнего и внутреннего» (В.Ю. Завьялов. Не-объявленная психотерапия. М., 1999, с.103). «Иногда шаманов называют «изранен-ными целителями». Это значит, что такой шаман прошел через очень тяжелую болезнь или кризис, возможно, даже побывал в стране мертвых и выжил. Но не просто выжил, а вернулся назад более сильным и мудрым, обладая поддержкой духов… любой чело-век способен отправиться в мир духов, чтобы принести из него полезный совет тому, кто находится в трудном положении… шаманизм дает любому человеку возможность самостоятельно вступать в контакт с силами Вселенной и получать энергию и знания без помощи посредников. Это опыт, приносящий смирение и силу, и настоящий ша-ман всегда обладает большой скромностью, понимая, что его могущество взято в долг у Вселенной, а его миссия –наилучшим образом распорядиться своим могуществом на благо природы и ее творений» («Шаманизм» 2002, с.12-13). Путь шамана - это посто-янно длящаяся борьба с неизвестным. Суть неведомых сил в том, что, являются ли они чудищами или божествами, телесными проблемами или проблемами, связанными с взаимоотношениями, они вынуждают его расширять самоиндентификацию и прини-мать эти силы в качестве союзников. Более современным считается разделение шама-нов на шаманов – целителей и шаманов – войнов. Путь война, это путь того, кто бо-рется и посредничает между правящими социальными законами и силами неизвестно-го, это следование по духовному пути. А. Минделл писал, что шаман, психотерапевт и даос рассматривают все происходящее с ним как потенциально значимое и важное, принимают свои несчастные случаи и свою ложь - это и означает принятие ответст-венности на себя. Влияние мифа настолько сильно в настоящее время, что оказывает влияние на увлечение книгами Карлоса Кастанеды, Ричарда Баха и другими авторами серии эзотерической литературы, на рождение трансперсональной психологии, на ув-лечение фармакологическими веществами, вызывающими измененные состояния соз-нания, на стремление к переживанию неизвестного, «выхода» в мировой информаци-онный канал, на появление в рэйв-культуре нового направления – техношаманизм – синтезирование с помощью компьютерных технологий ритмов и мелодий, воздейст-вующих на подсознание и помогающих погружению в состояние экстаза. В профес-сиональном сленге психологов появилось слово «шаманит», что соответствует уме-лому использованию психологом эффекта плацебо, способствующего актуализации естественных механизмов восстановления отношений психика-тело (Э. Росси). Исто-рия шаманизма интересна, Тайлор, исследуя первобытное сознание и его трансформа-цию в современное, писал, что «какое – нибудь верование или обычай может обнару-живать симптомы упадка, как вдруг мы начинаем замечать, что общественная среда, вместо того, чтобы подавлять его, благоприятствует его новому росту. Совсем уже угасавший пережиток опять расцветает с такой силой, которая часто настолько же удивительна, насколько вредна» (Тайлор, 1983, с.103). Пестрящие газеты с объявле-ниями «приворожу, заговорю, излечу, исправлю судьбу, приведу к деньгам и успеху» - живой памятник современности шаманизму, магии, колдовству. Это насколько удиви-тельно, настолько и вредно. Основное средство шамана (Сибирь, Дальний Восток, Се-вер, Африка, Северная и Южная Америка, Монголия, Китай, Центральная Азия, Ав-стралия, Индонезия, Япония), мага, колдуньи (Запад) – суггестия, точнее, и как не па-радоксально, суггестивный договор с духами внутренними и внешними, следующий из постулата равенства внутреннего и внешнего. А раз это договор, то первично слово и ритуал (действование по правилам), покрытые прозрачной тканью символизма – единства всего мира «тварного и не тварного», живого и не живого. Не умелое, лживое применение слова, суггестии вредно как для человека, так и для лже – шамана, лже-мага его применяющего, дабы все «следы» действования - это ответственность, а зна-чит держат ответ за действование пред Законом бытия лже – шаман, лже-маг. Истин-ный шаманизм торжественен и скрыт, народной молвой наполнен и не прагматичен, красив и полезен, и не механичен, не на «конвейер» поставлен, а тем более не на службе идеологии государства, хотя издревне исполнял функции полезности племени. Василенко (1994, с. 25) пишет, что «наука нового времени и магия какое – то время былина удивление близки между собой – одни и те же имена фигурировали и в той, и в другой области. Лишь с формированием Лондонского королевского общества, пер-вого сообщества ученых современного типа, размежевание магии и науки произошло достаточно четко… Наиболее эффективно магия добивается успеха в силе заклинаю-щего слова и в волевом сосредоточении мага-оператора. Разные источники свидетель-ствуют, что в таких случаях нет особой нужды ни в каком внешнем содействии, будь это особые предметы, ритуалы или какие – то сопутствующие операции. Само слово обретает властную силу, ибо соединяется с твердым убеждением, что оно способно достичь и овладеть сущностью вещей». А.Блок (1993, с.270) продолжает: « Чем ближе становится человек к стихиям, тем зычнее его голос, тем ритмичнее слова. Слова ста-новятся действом. Сила, устроящая их согласие – творческая сила ритма. Она подни-мает слово на хребте музыкальной волны, и ритмическое слово заостряется, как стре-ла, летящая прямо в цель и певучая; стрела, опущенная в колдовское зелье, приобрета-ет магическую силу и безмерное могущество. Заклинатель бесстрашен, он не боится никакого Бога, потому что он сам – Бог…». Весь путь шамана, мага, колдуна (колду-ньи), ведьмы, волхва и т.п. – путь перемещения во времени и пространстве (точнее стояния в точке наивысшего напряжения вне времени и пространства) во имя обрете-ния простых истин (истина проста, только иллюзия делает ее сложной), ясного виде-ния и чувствования, знания реальности. «Не терзай ближнего своего понапрасну», «нельзя ненавидеть того, кто стоит на коленях. Того, кто не человек без тебя», «при-нимая себя таким, каковы мы есть, мы лишаемся надежды стать теми, какими должны быть» (истины, раскрытые в романе Д.Фаулза «Волхв»), семь принципов (истин) га-вайского шаманизма, раскрытые Сержом К. Кингом в работе «Городской шаман»: мир таков, каким вы его себе представляете; пределов нет; энергия устремляется вслед за вниманием; сейчас и есть момент силы (прошлое не в состоянии влиять на то, кем вы являетесь и чем обладаете в этом, сегодняшнем мире, окружение и обстоятельства, в которых вы сейчас находитесь, являются отражением ваших сегодняшних представле-ний и поступков, насколько вы в состоянии изменить себя, ваш образ мыслей и пове-дение, настолько сможете изменить мир вокруг себя, влияет лишь наша вера и отно-шение, вызывая ту или иную реакцию); любить – значит быть счастливыми вместе; вся сила идет изнутри (все, что происходит с вами, на что вы реагируете действием или мыслью, было вызвано к жизни силой вашей веры, надежд, страхов и ожиданий); эффективность зависит от ощущения правоты (Серж К.Кинг приводит пример, что ко-гда он ведет индивидуальный прием, то в течении дня может перескакивать от христи-анства к буддизму, от спиритуализма к вуду, из психоанализа выходить к естествен-нонаучному мышлению в поисках ключа к системе мировосприятия своих пациентов, и все это для того, чтобы они получили возможность помочь сами себе); общие прин-ципы шаманизма, раскрытые Олардом Диксоном: отсутствие четких границ между добром и злом, божественным и демоническим, созиданием и разрушением – взаимо-дополнительность полярных понятий гармонично сосуществующих в виде целостно-сти; одухотворенность любого объекта как живой так и неживой Природы; осознан-ность того или иного объекта напрямую зависит от силового поля, так как является главным элементом воздействия Духа на Природу; увеличение осознания является первостепенной задачей человека, его истинным жизненным смыслом; сила в единст-ве; и многие другие истины, познаются шаманом во время его пути.