Уникальное предложение Новости Интернет-Офис О Компании
Место и назначение рефлексии в личностных изменениях

Рефлексия - это не просто механизм оценки и идеального выбора конкретного действия в данной ситуации, а механизм создания моделей поведения, моделирования способа жизнедеятельности. Если нахождение решения задачи является прямым результатом в процессе интеллектуального поиска, то его скрытым результатом является саморазвитие личности.

Специфичность саморазвития, самоорганизации субъекта в том и заключается, что в процессе становления, развития человека активность, возникающая в ответ на воздействия окружающей ситуации, сменяется собственной активностью по поиску того, что представляет смысл для его жизнедеятельности: с чем следует вступать во взаимодействие и что следует преобразовать в собственных интересах.
При рассмотрении данного вопроса перед нами стоят задачи выявления связей между рефлексией и личностными изменениями субъекта, определение психологических образований, в которых эта связь выражается. Для решения данных задач необходимо разработать теоретическую модель формирования мотива в рефлексивных процессах.
Системообразующим и регулирующим фактором активности личности является ее самосознание. Самосознание как результат самопознания и самоотношения можно определить как достаточно устойчивый комплекс представлений и суждений о самом себе, своих потенциях и интенциях. В структуре самосознания, как самообъективированном личностном опыте, можно выделить такие образования: образ “Я”, ценности, идеалы, цели, уровень притязаний, представления о способах самооценивания и порождения личностных смыслов и т.п. Интегрирующим фактором самосознания является образ “Я”. Структуру образа “Я” образуют такие компоненты, как “Я” прошлое, “Я” реальное, “Я” будущее, “Я” идеальное. Другие элементы самосознания выполняют регуляторную функцию в процессе взаимодействия образа “Я” с этими элементами.

В самосознание личности включены различные моменты: представление о собственной внешности, своем социальном статусе, собственном характере, прошлых поступках, своих способностях и возможностях, осознание своих целей, намерений, надежд и предположений. Сами по себе компоненты личностного самосознания и их относительная важность в целостной структуре самосознания, как субъективно воспринимаемая, так и объективно существующая, могут изменяться и фактически изменяются с развитием его рефлексивных способностей. Благодаря способности самосознания и самопознания человек может иметь представление о самом себе как субъекте сознания, общения и действия. В таком случае мы можем говорить о личностной рефлексии.

Наиболее развернуто представление о связи рефлексии и самосознания дано А.Г.Спиркиным, который подчеркивает, что “самосознание тесно связано с рефлексией…Самосознание, будучи и самопознанием, и самоотношением, и самооценкой, формируется на определенном уровне развития личности под влиянием социального образа жизни” (ФЭ, т.5, С.46). В. В. Столин в своем выступлении на круглом столе по проблеме “Рефлексия и творчество” (1983) также отмечает тесную взаимосвязь рефлексии с самосознанием личности, в частности, с такими его типами, как раскаяние, ожесточение, смятение, самообман, дискредитация и т.п., которые обусловлены тем, каким образом субъект осмысляет свои личностные выборы, совершая тот или иной поступок или, иначе говоря, действие по отношению к другому человек.

В. В. Барцалкина считает, что формой самосознания или формой осознания себя (как результат процесса объективации) является специфическое содержание, связанное с характеристиками рефлексивного процесса, через которое субъект осознает себя. Реально - практическим “пространством” такого осознания становятся, по определению В. И. Слободчикова (1985), “со-бытие”, отношения внутри которого по природе своей противоречивы и, реализуются двумя взаимосвязанными процессами: обособления (физического, биологического, психического, личностного и др.) - как функционального условия становления индивидуальности, и отождествления (импринтинг, уподобление, идентификация, подражание, игра, учение и др.) - как условия приобщения к общечеловеческим формам культуры.