Уникальное предложение Новости Интернет-Офис О Компании
Механизмы рефлексии

Механизм самобилизации представлен в преодолении во что бы то ни стало конфликта между привычными, наиболее очевидными представлениями, актуализирующихся в связи с отдельными условиями задачи и условиями проблемной ситуации (фрагментарное представление), в которых обнаруживается неадекватность этих средств. Субъект либо преодолевает затруднение, либо отказывается от дальнейших усилий на каком-либо щадящем самооценку основании.

Механизм самоорганизации связан с переосмыслением, с изменением личностного отношения субъекта к собственному способу, которым он предполагает добиться успеха в решении задачи. В результате обнаруживается достаточность, либо недостаточность собственного опыта как средства разрешения конфликта и ведется поиск новых средств организации собственных усилий, направленных на разрешение проблемно - конфликтной ситуации.

Эти механизмы рефлексии, по нашему мнению, проявляются в процессе формирования мотивации через изменение самооценки субъекта.На каждой стадии решения задачи субъект выделяет смыслы и значения, принимает определенное решение, в котором находит свое выражение мотивация субъекта. Это подводит нас к постановке вопроса о выявлении тех личностных факторов, которые в большей степени влияют на протекание рефлексивных процессов.

Рефлексия в мышлении обеспечивает бесперебойность его протекания через устранение разрывов в решении поставленной задачи, с учетом отношения личности к решаемой проблеме. На личностном уровне рефлексии осуществляется включение решаемой задачи в общую картину социального опыта человечества. В связи с эти важно привести замечание А.Н.Леонтьева, который, рассматривая “Психологические вопросы сознательности учения”, указывал, что “проблема формирования и развития мышления не может быть целиком сведена к проблеме овладения знаниями, умственными умениями и навыками” (Леонтьев А.Н., 1983,С.369), необходимо психолого-педагогическое воздействие на смысловые, собственно личностные образования мышления в целях его развития. Он неоднократно подчеркивал, что “смыслу не учат - смысл воспитывается… Смысл можно только раскрыть в процессе обучения, воплотить его в ясно сознаваемую, развитую идею…” (Леонтьев А.Н., 1983, С.369).