Уникальное предложение Новости Интернет-Офис О Компании
Механизм кооперации

Наряду с логическими, эмоционально - волевыми механизмами рефлексии можно выделить механизм кооперации. Он разворачивается в позиционной организации деятельности и выражается в выделении особой позиции. В данной позиции осуществляется понимание текста, восстановленного, а точнее, созданного в каждой из предыдущих позиций.

Главной задачей такого действования является, по мнению Г.П.Щедровицкого, сведение разных смыслов к единой объектности. Решающая роль в данной ситуации принадлежит знаку, тексту. Если рассматривать рефлексию не в субъектном, а в объектном плане, то именно эти процедуры выражения смыслов через объекты, или управление процессами смыслообразования путем включения в них определенных объектных представлений, составляет ядро и сущность рефлексии при инженерно - деятельностном подходе.
Приведение смыслов к общему знаменателю может решаться разными способами: путем создания определенных логических правил, путем создания особой онтологии, задающей единый объект, путем особых структур рассуждения.

В работах Г.П.Щедровицкого раскрывается положение о том, что процессы смыслообразования “зависят в первую очередь от позиций и позиционной организации деятельности” (Щедровицкий Г.П., 1994, с.113). Тем самым обозначается ведущая роль организации и управления деятельностью в целях образования определенных смыслов.
Рефлексивные процессы провозглашаются управляемыми. Тем самым было положено начало использования механизмов рефлексии как механизмов управления самоорганизацией и саморазвитием систем. “Основой процессов самоорганизации в организационных системах является рефлексивное мышление” (Ладенко И.С., 1994, С.87). Этот вывод принципиально важен тем, что через организацию рефлексивных процессов, развитие рефлексивного мышления можно подойти, с большой долей условности, к управлению (руководству) формированием мотивов, что так необходимо в терапевтической практике и психологическом консультировании.

От организации коммуникации в деятельности зависит успешность протекания рефлексии. Рефлексия направлена на организацию коммуникации. Процесс решения задачи, вставшей как некое “затруднение” в коммуникации средствами рефлексии можно разделить на три этапа: 1) применение средств уже имеющейся, готовой предметно - операциональной организованности; 2) собственно осуществление рефлексивной процедуры как кооперативного действия; 3) разворачивание преобразованной предметно - операциональной организованности или новых средств процесса проектирования.