Уникальное предложение Новости Интернет-Офис О Компании
Личностная обусловленность умственной деятельности

Другие исследования выделяют более узкий класс задач и проводятся преимущественно специфическими методами. Изучению визуального мышления посвящены работы И.М. Ариевич (1977) и Н.Н.Нечаева (1977) и др., дискурсивное мышление рассмотрено в работах И.Н.Семенова (1980), С.Ю.Степанова (1980), В.К.Зарецкого (1980), А.В. Советова (1986) и других. В целом, большинство работ опирается на предложенную П.Я.Гальпериным (1980) линию исследования мышления. “От формирования отдельных умственных действий с определенными средствами через общие типы и методы ориентировки и методы исследования задачи к формированию творческого мышления” (Семенов И.Н., 1990, С.15).

В работах этого направления обращается внимание на личностную обусловленность мыслительной деятельности. Исследователи придерживаются мнения С.Л.Рубинштейна (1957) о том, что необходимо не только углублять исследование процесса мышления как такового, но и ввести личностный аспект в контекст экспериментальных исследований мыслительной деятельности. Имеется большое количество работ, посвященных личностной обусловленности мышления (Б.Д.Богоявленская, 1981; А. В. Брушлинский, 1983; И.А.Васильев, 1980; Г.М. Кучинский, 1983; И.Н.Семенов, 1990; С.Ю.Степанов, 1990 и др.).
Результаты теоретических и экспериментальных исследований первого направления были обобщены и представлены в гносеологической модели И. С. Ладенко (1995), разработанной для решения конкретных задач, в которые не входил учет человеческой субъективности. Для решения задач нашего исследования анализ данной модели позволяет выделить логические и эвристические механизмы рефлексии, а также ее формы.
В этой модели пространство форм рефлексии изображается с помощью древовидного графа. Первый уровень графа составляют рефлексивные процессы, как самонаблюдение над процессами мышления осуществленными в прошлом, возможном будущем и протекающими в настоящем. Ретроспективная рефлексия служит выявлению и воссозданию схем и средств, процессов, имевших место в прошлом. В проспективной рефлексии выявляются и корректируются схемы и средства возможной деятельности. Интроспективная рефлексия производит контроль и корректировку или усложнение мыслительных процессов в ходе их выполнения.

Второй уровень графа составляют формы рефлексии связанные с механизмом образования новых признаков предметов. Осуществление рефлексии при условии механизма понимания, называемого подведением под понятие, приводит к рассмотрению ее в качестве механизма понимания. Так была выделена форма репродуктивной рефлексии. Рефлексия, осуществляющаяся в условиях выделения новой познавательной задачи, выделения новых признаков объектов и образования новых понятий, является продуктивной и выступает механизмом осознания.

Третий уровень составляют более сложные виды рефлексии, в которых происходит осознание или понимание способов взаимодействия индивидов и средств при получении результата, определяемого целью. Эти способы представляются в виде комплексов методов. Выделяется три формы рефлексии. Покомпонентная рефлексия осуществляется над отдельными компонентами и связана с адаптацией соответствующих методов. Группирующая - производится над компонентами, сочетающимися в группы, которыми могут быть логическая система методов или коллектив специалистов. Интегрирующая форма рефлексии связана с интеграцией компонентов в целостность, которая обозначается как система. Такое деление форм рефлексии производилось с помощью логического метода прогрессивного деления понятия. С его помощью фиксируется степень познания связей между компонентами некоторой системы.