Уникальное предложение Новости Интернет-Офис О Компании
Кайдзен и Иисус Христос

Два основных культурных подхода уже давно активно воздействуют на передовые российские и мировые компании в сфере услуг: японский (буддийский) и американско-европейский (христианский).

Япония, дзен буддизм. Подход кайдзен (кайзен). Дзен – это путь, суть, смысл. Очевидно, что кайдзен – особый буддийский путь (теперь уже пробуддийский) в построении отношения внутри компаний и с покупателями. Буддисты, в основном верят в перевоплощения. Отсюда их спокойное отношение к карьере – в процессе перевоплощений, благодаря своим стараниям ты заслуживаешь лучшего общественного положения. Отсюда же отношение к труду и качеству – ты работаешь на себя, делая отличные машины или хорошо общаясь с покупателями. Все с кем ты работаешь, или для кого работаешь – уже много раз встречались в прошлых жизнях, поэтому нет смысла портить отношения, их нужно делать лучше и лучше. Отсюда и «пожизненный найм» и «кружки качества».

Европейцы перенимают эти идеи на уровне управленческих подходов и решений, не забывая о главном культурном завете христианства «возлюбить ближнего, как самого себя». В первую очередь – дружелюбие и проявление самой настоящей заботы о покупателе. И не надо никаких техник общения! Вернее, без дружелюбия техники общения – «авиалайнер с пассажирами и экипажем, готовый к взлету, да вот пурга на взлетном поле, и топлива в баках отсутствует, - так и замерзнут, - топливо не завезли».

Японцы перенимают у европейцев: не обязательно «кланяться и ждать того же от другого», можно ускорять процессы обсуждения, можно применять техники опроса клиента, можно добиться максимального и в этой жизни, не ожидая более благоприятного перевоплощения.
Более интересующемуся читателю можно порекомендовать книги других авторов, так как изложенные в них идеи, схожи с идеями данного раздела и использовались при его создании. Смотрите: Веллингтон П. Стратегии кайзен для успешных продаж. – М: Питер, 2004.; Гитомер Д. Удовлетворение покупателя – ничто, лояльность все. – М: Питер, 2004.; или же такую Классику, как Хоган К. Эффективная коммуникация 10 золотых правил делового и личного успеха. – Москва: Рипол Классик, 2004.
Не прочитать эти книги просто «вредно для здоровья». Они возвращают нас к, возможно, забываемому в «процессе процесса» - «возлюби ближнего, как самого себя». «Ближний» - тот, с кем ты сейчас общаешься. «Возлюби …, как …» - будь выше обыденных отношений любви-ненависти, то есть чисто личностного приятия-неприятия, - глубже понимай природу твоих отношений с этим вот ближним сейчас, - смотри на них в перспективе. Не понимая ближнего, ты не понимаешь себя!

А что же Россия? Нам только вспомнить - русское мудрое гостеприимство, основательность, спокойствие и уверенность, предприимчивость! Убрать «размашистость» - «показное самовосхваление», убрать «наивность и самозащиту» (наивные вынуждены защищаться, так как их обманывают). Наши компании скоро будут в рядах первых (а не просто конкурентоспособных) везде, по всему миру, и особенно в сфере услуг и в торговле! Мы, уже исторически, генетически, психологически имеем в себе и «японию» и «европу».

Перед работодателями всегда стоит достаточно трудный философский выбор «прибыль или человечность», который на практике звучит так: жестко контролировать или развивать и поощрять сотрудников. Чтобы предложить решение этого вопроса приведем цитату. «Индустриальное общество, по мнению Швейцера характеризуется не только отсутствием свободы, но и «перенапряжением» … людей.

«В течение двух или трех поколений индивиды живут только как рабочая сила, а не как люди». Все это ведет к умиранию духовного начала, и в процессе воспитания детей такими изнуренными родителями оказывается утраченным нечто важное для их человеческого развития. «Позже, сам став жертвой перенапряжения, он все больше испытывает потребность во внешнем отвлечении… Абсолютная праздность, развлечение и желание забыться становятся для него физической потребностью». … Человечество и мир в целом приходят в упадок в результате индустриализации; уже в начале XX века он видел бессилие и зависимость людей, разрушительное действие всепоглощающей работы, необходимость меньше работать и меньше потреблять». Фромм Э. Иметь или быть? – М.: «Прогресс». - С. 166, 167. Другими словами ответ на вопрос следующий: сфера услуг и торговля – сфера человечности, и поэтому нам нужны человечные сотрудники, которые благодаря именно своей человечности будут соответствовать должности и одновременно не испытывать изнуряющего стресса на работе, но и мы, работодатели должны относится к ним, как они к клиентам.

Можно обобщить: миссия сферы услуг и торговли – возвращение и поддержание человечности среди людей. «Видение и миссия, выраженные в четких формулировках, должны вдохновлять служащих и служить серьезным побуждающим стимулом к более качественному выполнению возложенных на них задач. Необходимо избегать разговоров с подчиненными, как с малыми детьми, должны быть отвергнуты «пряничный стиль», пошлые шутки, ласковые слова, иначе это приведет, скорее к регрессу, чем прогрессу. … Люди всегда гордятся, когда их работа ассоциируется с деятельностью компании, поставившей перед собой высокие цели и задачи … Назначение отдела кадров является обеспечение успеха компании через подготовку руководителей, создание высокоэффективных коллективов и увеличение потенциальных возможностей каждого служащего». Томпсон А.А., Стрикленд А.Д., Стратегический менеджмент. – М.: Юнити, 1998. - С. 55, 56.