Уникальное предложение Новости Интернет-Офис О Компании
Изменение потребностей в процессе деятельности

Согласно мнению А.В.Запорожца, оба акта, на которые раскалывается ранее единое действие, не равноценны. В первом акте локализуется само осуществление мышления. Во втором акте происходит изменение и его развитие. Предметное значение, практическое обобщение или понятие, которое было применено к решению данной задачи проверяется, а затем, обогащается, претерпевая изменения. Согласно С.Л.Рубинштейну: “Своими действиями я непрерывно взрываю, изменяю ситуацию, в которой я нахожусь, а вместе с тем непрерывно выхожу за пределы самого себя. Этот выход за пределы самого себя не есть отрицание моей сущности, как думают экзистенциалисты, это - ее становление и вместе с тем реализация моей сущности; не отрицание самого себя и становление, но становление и реализация” (Рубинштейн С.Л., 1973, С.344).

Сущность рефлексии заключена в действии. “В действии и взаимодействии предметы раскрывают свое истинное лицо, скрытое в них и в самом действии - значения и смыслы. В ходе дальнейшего развития действия возможна известная автономизация значений и смыслов от его предметно - практической ткани и появляются противоположные и циклически повторяющиеся процессы, состоящие в означении смыслов и осмысливании значений (в том числе и в их обессмысливании)” (Зинченко В.П., 1994, С.85).

В основе действия лежит операция, являющаяся способом его осуществления. А.В.Запорожец (1986) замечает, что из всех вещных отношений в операции отбираются только существенные для достижения цели. Выполняя свою служебную роль средства, операция заставляет субъекта выйти за его собственные пределы, за пределы прежних потребностей, за пределы тех свойств объекта, которые служат прямому удовлетворению прежних потребностей. Подчиняясь необходимости социальных отношений, операция изменяет содержание деятельности, вводит новые стороны деятельности в области активности субъекта, а следовательно, меняет его самого, и его потребности. Возникшая как средство, операция превращается в потребность, изменяет характер деятельности (Зинченко В.П., 1994).

Для нас этот вывод важен тем, что показано, как в процессе деятельности происходит изменение потребности. Этим обосновано утверждение Л.И.Анцыферовой о том, что каждый последовательный момент, период или звено деятельности имеет свое специфическое мотивационное обеспечение. Но в указанных работах не раскрывается механизм такого обеспечения.