Уникальное предложение Новости Интернет-Офис О Компании
Исследование интеллектуальной рефлексии

В общепсихологических исследованиях И.Н.Семенова, С.Ю.Степанова, совместно с М.И.Найденовой, Г.Ф.Похмелкиной, Н.Б.Ковалевой, А. В. Советовым, И.В.Палагиной и других интеллектуальная рефлексия представлена в виде осознания оснований и средств решений основной задачи после наводящей (и обратной ей) задачи. Разработаны способы прогнозирования влияния рефлексии на репродуктивное мышление в отличие от продуктивного, собственно творческого, характеризующегося возникновением инсайта при непосредственном решении лишь основной задачи.

В исследованиях было обнаружено, что продуктивное решение характеризуется смысловой опосредованностью развития содержаний мышления и доминированием его рефлексивного уровня, который (наряду с личностным и коммуникативным) регулирует мыслительный процесс в целом.

На основании полученных результатов И.Н.Семеновым (1990), С.Ю.Степановым (1990) была разработана модель рефлексивно - инновационного процесса на примере решения творческих задач. По их мнению, структура мыслительной деятельности образуется прежде всего двумя сферами - содержательной и смысловой. В первой отражается многообразие: а) предметных связей проблемной ситуации, задачи (предметно - содержательный аспект мышления) и б) способов ее преобразования (операционально-содержательный аспект), а во второй сфере находит свое выражение многообразие тех отношений, которые возникают у субъекта: а) к собственным действиям в процессе интеллектуальной рефлексии (интеллектуально - рефлексивный аспект), б) к самому себе - личностная рефлексия (личностно - рефлексивный аспект).
Согласно этой модели рефлексивно - инновационный процесс обусловлен одновременным развитием интеллектуальной и личностной подструктур мышления. Их функционирование и развитие приводит к возникновению нового интеллектуально - личностного смыслового содержания. Именно оно снимает основное противоречие мыслительного поиска и перестраивает всю его организацию.

Вершиной иерарахии авторы обозначили личностный уровень мышления, которому соподчинены остальные структурные его компоненты: рефлексивный, предметный, операциональный, обеспечивающие включенность субъекта в ситуацию поиска решения и его самооценку относительно возникающих препятствий и возможностей их преодоления. Рефлексивный уровень поставляет материал для процессуального самоопределения личности в целях достижения успеха. В этот момент проявляется личностная обусловленность рефлексии т.к. предпринимаемые попытки личностной самореализации могут потерпеть крах и нужны активные усилия для достижения успеха.

Экспериментальным путем И.Н.Семеновым и С.Ю.Степановым были обнаружены два взаимодополняющих личностных механизма рефлексии, затрагивающие, по нашему мнению, в большей степени, эмоционально - волевую сферу субъекта - механизмы самобилизации и самоорганизации.