Уникальное предложение Новости Интернет-Офис О Компании
Функции рефлексии

Функциями рефлексии в деятельности является осмысление значений и означение смыслов. Для того, чтобы произошло рефлексивное действие, необходимо наличие определенного типа ситуаций - это ситуации коммуникации.

По мнению Г.П.Щедровицкого, “рефлексия есть акт деятельности по поводу связи или структуры общения между двумя, по крайней мере, индивидами такого общения, при котором один индивид что-то сказал другому по поводу некоторой реальной или мыслимой ситуации, второй индивид “понимает” этот текст” (Щедровицкий Г.П., 1994, С. 112).
Когда происходит понимание текста, обнаруживается выделение и восстановление предмета мысли. По поводу процесса понимания, восстановления предмета, самого текста и всей ситуации деятельности и общения в целом неизбежно возникает рефлексия.

“Понять текст, - писал Г.П.Щедровицкий, - значит воссоздать какую-то сетку или систему связей между текстом и чем-то другим, эта система связей может совпадать с тем, что было у первого, а может не совпадать, она может соответствовать тому, что реально есть в самой ситуации, а может не соответствовать всему этому, эта сетка связей, образующая смысл, может быть какой угодно; характер этой сетки всегда будет определяться тем, в какую систему связей и в какую ситуацию деятельности включает себя тот, кто получает и должен понять текст… Смысл как создается, так и восстанавливается… Индивид, получивший текст сообщения, будет понимать его, т.е. восстанавливать его смысл соответственно той ситуации деятельности, в которую он это текст включает” (Щедровицкий Г.П., 1994, С.112).

Условием, необходимым для появления рефлексии в деятельности является различение позиций, заставляющее видеть в одном тексте принципиально разный смысл. Смысл, выделенный в разных позициях, влечет за собой и разные действие. По мнению И. Д. Глячкова (1995), человек “встраивает” позиции кооперации в свое действование. Как таковая, рефлексия, является разворачиванием и реализацией конкретным человеком или реальной группы людей того процесса, в котором все знания, умения, навыки и т.д. являются “записью” некоторых форм группового порождения действий с потенциальным участием этого человека или группы.